Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Г.Габдуллина,
судей Г.А.Сахиповой, Э.С.Каминского,
с участием прокурора Д.В.Дындова,
при секретаре Д.Р.Бадегутдинове
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционному представлению военного прокурора Казанского гарнизона на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2012 года, которым постановлено:
Исковое заявление военного прокурора военного прокурора Казанского гарнизона в интересах Казанского высшего военного командного училища (военного института) - Филиала ФГВОУ ВПО "Военный учебно-научный центр Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ" к М.А.Аксенову о возмещении средств, затраченных Казанским высшим военным командным училищем на его военную и специальную подготовку, удовлетворить частично.
Взыскать с М.А.Аксенова в пользу Казанского высшего военного командного училища (военного института) - Филиала ФГВОУ ВПО "Военный учебно-научный центр Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ" сумму, затраченную КВВКУ (ВИ) на военную и специальную подготовку в размере 72 971 руб.
Взыскать с М.А.Аксенова в бюджет Пестречинского муниципального района РТ в уплату государственной пошлины 2 388 руб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, заслушав объяснения представителя Казанского высшего военного командного училища - Ю.В.Панкратова, М.А.Аксенова и его представителя Л.Ш.Фасхутдиновой, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Казанского гарнизона обратился в суд в интересах Казанского высшего военного командного училища (военного института) (далее по тексту КВВКУ) к М.А.Аксенову о возмещении средств, затраченных на его военную и специальную подготовку.
В обоснование требований указал, что 25 февраля 2009 года М.А.Аксенов заключил контракт о прохождении военной службы, а 27 марта 2010 года он был представлен на учетный совет на отчисление с училища в связи с нежеланием продолжить обучение в училище.
29 марта 2010 года приказом начальника КВВКУ N54 М.А.Аксенов был отчислен из числа курсантов 3 курса в связи с невыполнением им условий контракта. За период его обучения на военную подготовку М.А.Аксенова из средств федерального бюджета было затрачено 188 508 руб.
В связи с этим, на основании пункта 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" М.А.Аксенов обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку за период обучения в размере 188 508 руб.
Ответчик иск признал частично в размере 35 000 руб.
Суд постановил решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционном представлении прокурор Казанского гарнизона, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на то, что сумма подлежащих возмещению М.А.Аксеновым средств федерального бюджета составляет 188508 руб., и период, на который определяются расходы, составляет один финансовый год.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Казанского высшего военного командного училища доводы апелляционного представления поддержал, ответчик и его представитель против удовлетворения жалобы возражали.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 35 Федерального Закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в военные образовательные учреждения профессионального образования имеют право поступать:
граждане, не проходившие военную службу в возрасте от 16 до 22 лет.
Граждане, зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном настоящим Федеральным Законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.
Из содержания пункта 7 данного Закона следует, что граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку; порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации; при заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в образовательных военных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств, включаются в контракт о прохождении военной службы.
Согласно части 4 статьи 32 Федерального Закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части в случае, указанном в пункте 6 настоящей статьи, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Из пункта 7.1 статьи 4 данного Положения следует, что при заключении контрактов с гражданами, обучающимися в военно-учебных заведениях (поступающими в них), этим гражданам разъясняются порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, включаемых в контракты, и состав расходов, исходя из которых определяется размер указанных средств.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм закона включение в контракт о прохождении военной службы условия о размере подлежащих возмещению средств предполагает возможность их взыскания именно в том размере, который был оговорен сторонами, и из которого гражданин исходил при заключении контракта о прохождении военной службы.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 заключенного контракта М.А.Аксенов дал обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере 72971 руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на ответчике в данном случае лежит обязанность возместить государству затраченные на его военную подготовку средства федерального бюджета частично.
Оснований не согласиться с данными выводами Судебная коллегия не усматривает.
При определении размера подлежащих возмещению средств следует учесть положения пункта 4 статьи 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно которому контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания, следовательно, его условия не распространяются на периоды, не указанные в контракте до его заключения.
Из дела видно, что М.А.Аксенов на время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования и пять лет военной службы после его окончания добровольно взял на себя обязательства в соответствии с указанным контрактом, в том числе возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку, в случае отчисления за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также увольнения с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, на основании пункта 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в размере 72 971 руб.
Согласно выписке из приказа начальника КВВКУ N 54 от 29 марта 2010 года курсант М.А.Аксенов отчислен из числа курсантов 3 курса в связи с невыполнением им условий контракта и в соответствии с пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В обоснование заявленных требований представитель Казанского высшего военного командного училища ссылается на Методику исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2007 года N 402 (далее по тексту Методика), согласно которой размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно - учебным заведением для выполнения квалификационных требований, и состоящих из стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходов на содержание преподавателей, и составляет 1 финансовый год.
Пунктом 6 указанной Методики определено, что размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств, рассчитываемого федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, и осуществляется до 1 июля года, в котором военнослужащим заключен контракт, по данным года, предшествовавшего заключению контракта.
В силу пункта 7 Методики, граждане, отчисленные из военно-учебных заведений за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракт, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств, которая рассчитывается путем умножения фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, на количество полных лет обучения в военно-учебном заведении и количество полных месяцев обучения со дня исчисления полного года обучения.
Вместе с тем, в заключенный М.А.Аксеновым контракт в соответствии с требованием пункта 5 статьи 35 Федерального закона N 53-ФЗ включено условие о возмещении затрат на его военную или специальную подготовку только в размере 72971 руб., без указания на то, что эта сумма является фиксированным значением суммы возмещаемых средств за один год.
Согласно абзацу 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Из буквального толкования контракта о прохождении военной службы от 25 февраля 2009 года следует, что М.А.Аксенов обязался возместить в случаях, предусмотренных ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, именно в размере 72971 руб.
Каких-либо неясностей, неточностей из текста контракта не усматривается. В нем стороны однозначно определили размер средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку М.А.Аксенова, подлежащих возмещению в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, в размере 72971 руб. При этом сведений о том, что указанная денежная сумма является платой, взимаемой за 1 год военной подготовки, контракт не содержит.
Доводы апелляционного представления не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, поскольку не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с ними, сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования суда первой инстанции и оцененных им по правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Обжалуемое судебное решение принято в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, а потому подлежит оставлению без изменения.
Доводы ответчика о том, что при увольнении им были возмещены средства в размере 3573 руб. 50 коп., которые, по его мнению, подлежат зачету подлежащих взысканию с него средств, основанием для изменения решения суда послужить не могут, поскольку апелляционная жалоба на решение суда им не была подана.
Более того, из представленных истцом суду апелляционной инстанции данных следует, что указанная сумма является частью выдаваемого при заключении контракта единовременного пособия, которая при отчислении с училища по вышеуказанным основаниям подлежала возврату.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционное представление военного прокурора Казанского гарнизона - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.