Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,
судей Р.С. Ибрагимова, Р.Р. Фатхутдинова,
при секретаре Р.Ф. Абрарове
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан на заочное решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 22 октября 2013 года, которым постановлено в удовлетворении искового заявления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан о приостановлении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Фермерское хозяйство "Рамаевское" до устранения выявленных правонарушений отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества с ограниченной ответственностью "Фермерское хозяйство "Рамаевское" Р.Р. Хусаинова, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) Фермерское хозяйство "Рамаевское" о приостановлении деятельности до устранения выявленных нарушений.
В обоснование требований указало, что основной деятельностью хозяйства является выращивание и переработка мяса утки пекинской породы. 15 июля 2013 года государственным инспектором Республики Татарстан по охране природы проведена проверка, в ходе которой выявлено нарушение природоохранного законодательства на территории ООО Фермерское хозяйство "Рамаевское", расположенного в с "адрес" , а именно, осуществление выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
По результатам проверки управляющий ООО "Фермерское хозяйство "Рамаевское" привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель истца иск поддержал.
ООО "Фермерское хозяйство "Рамаевское" своего представителя в суд не направило.
Третье лицо Н.Б. Рымар с иском не согласился.
Суд вынес решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении требований. Приводит доводы, которые являлись основанием изначально заявленных требований.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно статье 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из следующих представленных в материалы дела доказательств.
Как видно из протокола лабораторных исследований (испытаний воздуха) N 1103-1104 от 1 июля 2013 года, величина ПДК сероводорода на границе санитарно-защитной зоны хозяйства составляет менее 0,004 при норме 0,008, аммиак - 0,01+ \-0,0025 при норме 0,2, в зоне жилой постройки сероводород -менее 0,004 при норме 0,008, аммиак- 0,02 +\- 0,005 при норме 0,2, то есть отсутствует превышение величины ПДК вредных веществ.
Согласно экспертному заключению, зарегистрированному в реестре 3 июля 2013 года N 62662, пробы атмосферного воздуха, отобранные на границе санитарно-защитной зоны ООО "Фермерское хозяйство "Рамаевское" по адресу: "адрес" , и в зоне жилой застройки у дома "адрес" соответствуют ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест с дополнениями ГН 2.1.6.1765-03, ГН 2.1.6.1983-05, ГН 2.1.6.1985-06, ГН 2.1.6.2326-08, ГН 2.1.6.2416-08, ГН 2.1.6.2450-09.
В соответствии с договором N 18\13-11 на оказание услуг от 24 сентября 2013 года, заключенном между ИП Габдулхаковым Р.И. и ООО "Фермерское хозяйство "Рамаевское", исполнителю ИП Габдулхакову Р.И. поручается проведение работ по разработке проекта предельно-допустимых выбросов для ООО "Фермерское хозяйство "Рамаевское" с согласованием в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ", Управлении Роспотребнадзора по РТ, Управлении Росприроднадзора по РТ и получением разрешения на выбросы.
Судом первой инстанции было установлено, что в настоящее время хозяйство имеет 28000 голов утят в возрасте от 01 до 45 дней, 18000 голов в возрасте 10 дней, в инкубаторе- 40000 яиц, которые должны выводиться 26 октября 2013 года.
При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, районный суд пришел к правильному выводу об отказе в иске, что поскольку не имеет место превышение величины ПДК вредных веществ, выбрасываемых фермерским хозяйством в атмосферный воздух, данным хозяйством приняты меры по устранению нарушения законодательства, заключен договор о подготовке проекта предельно-допустимых выбросов для хозяйства, в суд представлен вариант проекта и график согласования его в соответствующих государственных учреждениях, сброса отходов производства с хозяйства на почву прилегающей территории не выявлено, хозяйством осуществляется деятельность по выращиванию утят, которые погибнут в случае приостановления его деятельности.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению истцом изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, поэтому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 22 октября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.