Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Н.А. Губаевой,
судей О.В. Вишневской и Д.М. Насретдиновой,
при секретаре судебного заседания Ю.А. Гордеевой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Чичирина В.П. на решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 3 декабря 2013 года, которым постановлено:
иск Чичирина В.П. удовлетворить частично.
Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Спасском районе РТ от "дата" в части невключения в специальный стаж Чичирина В.П. периода его работы со 02 мая 1988 года по 31 декабря 2001 года незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Спасском районе включить Чичирину В.П. в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, период его работы со 2 мая 1988 года по 31 декабря 2001 года.
В остальной части исковых требований Чичирину В.П. отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Чичирина В.П. и его представителя Савельевой Е.Н., поддержавших жалобу, объяснения представителя ответчика Шмелевой А.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чичирин В.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Спасском районе Республики Татарстан о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.
В обоснование своих требований истец указал, что "дата" он подал в орган пенсионного фонда заявление о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с работой в Государственной противопожарной службе. Однако решением ответчика в этом ему было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа.
С данным отказом истец не согласен, поскольку с 1988 года непрерывно работает в Государственной противопожарной службе - со 2 мая 1988 года по 1 апреля 1992 года в должности бойца, с 1 апреля 1992 года по 20 апреля 1995 года в должности командира отделения, а с 24 апреля 1995 года по настоящее время в должности начальника караула. Поэтому, уточнив заявленные требования, истец просил суд признать решение пенсионного органа об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, возложив на ответчика обязанность по включению в его специальный трудовой стаж периоды работы со 2 мая 1988 года по 31 декабря 2001 года и с 13 июля 2006 года по 26 июля 2007 года и назначению пенсии со дня возникновения права на нее - с "дата" .
Представитель ответчика иск не признал.
Представитель третьего лица ФГКУ "132 пожарная часть ФПС по Республике Татарстан" полагал, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан в суд не явился. В письменном отзыве на иск указал, что в специальный стаж истца, учитываемый при досрочном назначении пенсии по вышеприведенному основанию, не может быть засчитан период работы с 2 января 2005 года по 13 июля 2007 года - с момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ до создания в Республике Татарстан пожарных частей МЧС России (приказ Главного Управления МЧС России по Республике Татарстан N 398 от 13 июля 2007 года).
Суд исковые требования удовлетворил частично и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене принятого судом решения в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода его работы с 13 июля 2006 года по 26 июля 2007 года, указывая на то, что за весь период трудовой деятельности в пожарной охране характер его деятельности не менялся, в связи с чем изменение ведомственной принадлежности учреждения, в котором он работал, не может влиять на его право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Ответчиком направлено письменное возражение на апелляционную жалобу, в котором указывается на несогласие с ее доводами в связи с их необоснованностью.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основа-ниям.
Представитель ответчика с доводами жалобы истца не согласился, полагая, что они являются необоснованными.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Из материалов дела следует, что "дата" Чичирин В.П. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Спасском районе Республики Татарстан с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы.
Решением ответчика N от "дата" в назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа в противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации - 25 лет. В бесспорном порядке в данный стаж зачтено 10 лет 3 месяца 8 дней. При этом периоды работы Чичирина В.П. со 2 мая 1988 года по 31 декабря 2001 года и с 13 июля 2006 года по 26 июля 2007 года в должностях пожарного ... ПЧ, командира отделения ... ПЧ, начальника караула в "Управление Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по Спасскому муниципальному району" в указанный стаж ответчиком включены не были.
Разрешая спор и отказывая Чичирину В.П. в удовлетворении требований о признании права на досрочную пенсию, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный трудовой стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы, периода его работы с 13 июля 2006 года по 26 июля 2007 года, признав обоснованными доводы ответчика о том, что действующее правовое регулирование предусматривает назначение досрочной трудовой пенсии исключительно работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не предусмотрено.
Доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения, исходя из следующего.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002 года утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименованы, в том числе, начальники караула пожарной части (команды).
В силу положений статей 4 и 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1309 от 9 ноября 2001 года "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 года, согласно которым Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На основании подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правом на досрочную трудовую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по приведенной норме закона не обладают. Данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 552-О-О от 5 февраля 2009 года по запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 4 и 25 марта 2009 года.
Из записей в трудовой книжке истца следует, что 2 мая 1988 года Чичирин В.П. был принят на работу в ... пожарную часть бойцом, 1 апреля 1992 года назначен командиром отделения той же части, 24 апреля 1995 года переведен начальником караула, 1 апреля 2004 года назначен на должность начальника караула пожарной части. 13 июля 2006 года в связи с переименованием и утверждением положений "Об управлении МЧС РТ" Управление по делам ГОЧС Спасского района РТ переименовано в Управление МЧС РТ по Спасскому муниципальному району ПЧ 132 ГПС МЧС РФ по РТ. С 3 сентября 2007 года истец назначен на должность начальника караула дежурной смены 10 разряда, 3 сентября 2009 года - на должность начальника караула, 1 марта 2010 года переведен на должность командира отделения, а 25 января 2012 года назначен на должность начальника караула ФГКУ "132 ПЧ ФПС по РТ".
Также согласно справке от 2 декабря 2013 года, выданной государственным учреждением "132 пожарная часть Федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан", истец работал в ППЧ-40 в должности пожарного бойца со 2 мая 1988 года, в настоящее время работает в данном подразделении в должности командира отделения.
В соответствии с постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации N 849 от 23 августа 1993 года, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 153 от 7 апреля 1994 года пожарная охрана МВД Республики Татарстан преобразована в Государственную противопожарную службу МВД Республики Татарстан.
В соответствии с приказом МВД Республики Татарстан N 444 от 1 октября 1994 года утвержден штат Спасской пожарной части 1 разряда ГПС МВД Республики Татарстан по охране города Болгар, приказом МВД Республики Татарстан Управления ГПС г.Казани N 10 от 16 января 1998 года "Об организационно-штатных вопросах по ГПС МВД Республики Татарстан" реорганизована в Спасскую пожарную часть 2 разряда ГПС МВД Республики Татарстан по охране г.Болгар.
Впоследствии приказом МЧС Республики Татарстан N 113 от 24 февраля 2004 года указанная пожарная часть переименована в Управление по делам ГО и ЧС Спасского района и г.Болгар.
В соответствии с приказом ГУ МЧС Российской Федерации по Республике Татарстан и Приказом МЧС Республики Татарстан N 428/438 от 27 июля 2007 года "Об утверждении штатных расписаний и переименовании подразделений" с 27 июля 2007 года вышеуказанное Управление переименовано в ПЧ-132 ГПС МЧС Российской Федерации по Республике Татарстан.
С 1 января 2009 года во исполнение приказа МЧС Республики Татарстан N 644/607 от 28 октября 2008 года "Об организационно-штатных вопросах Федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан" ПЧ-132 ГПС МЧС Российской Федерации по Республике Татарстан переименована в ГУ "132 пожарная часть Федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан", а затем - в ФГКУ "132 пожарная часть Федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан".
В соответствии с приказом Главного Управления МЧС Российской Федерации по Республике Татарстан N 398 от 13 июля 2007 года на основании до-веренности МЧС России на территории Республики Татарстан были созданы территориальные подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России - отряды и пожарные части, куда вошла также ПЧ-132 Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Татарстан, расположенная в Спасском районе Республики Татарстан.
Из Приказа Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан за N 428/438 от 27 июля 2007 года "Об организационно-штатных вопросах Государственной противопожарной службы МЧС Республики Татарстан" видно, что в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 1027 от 30 декабря 2005 года "О дополнительных мероприятиях по формированию федеральной противопожарной службы", приказом Главного управления МЧС России по Республике Татарстан N 398 от 13 июля 2007 года "О мероприятиях по созданию территориальных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России на территории Республики Татарстан" с 1 августа 2007 года в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Татарстан утверждены штатное расписание и изменения в штатных расписаниях. При этом выведены из состава, в частности, управлений МЧС Республики Татарстан по муниципальным районам должности сотрудников и работников ГПС МЧС Республики Татарстан, содержащихся за счет средств республиканского и местного бюджета и установлено, что указанные сотрудники с 1 августа 2007 года считаются проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе МЧС России по Республике Татарстан.
При таких обстоятельствах следует признать, что решение суда первой инстанции в части отказа во включении в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы, периода с 13 июля 2006 года по 26 июля 2007 года является обоснованным, постановлено с учетом всех обстоятельств дела и требований закона.
Поскольку без учета указанного периода работы Чичирина В.П. его специальный стаж на 12 мая 2013 года составляет менее требуемых 25 лет, в назначении досрочной пенсии ему судом отказано также правомерно.
В целом изложенные в апелляционной жалобе доводы о неправильном применении и толковании норм материального права, являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 3 декабря 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Чичирина В.П. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном по-рядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.