Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Сазоновой В.Г. и Нурмиева М.М.,
при секретаре судебного заседания Мельникове А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сазоновой В.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Парешневой Т.Д. - Золотовой Ю.В. на решение Кировского районного суда города Казани от 21 ноября 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Парешневой Т.Д. к ФКУ "Следственный изолятор N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и о понуждения включить в список очередников на улучшение жилищных условий - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Парешневой Т.Д. - Газизова Р.Р., поддержавшего жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Парешнева Т.Д. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Татарстан ( далее по тексту- ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РТ) о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и о понуждении включить в список очередников на улучшение жилищных условий.
Требования мотивированы тем, что 21 января 2013 года письмом ... ответчиком ей отказано во включении в списки очередников на улучшение жилищных условий со ссылкой на то, что с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган. Также устно ей разъяснено, что Закон РФ N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" не предусматривает право сотрудников УИС на обеспечение жилыми помещениями по месту службы. В связи с чем, постановка сотрудников и пенсионеров УИС на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2005 года в учреждениях УИС прекращена. Парешнева Т.Д. полагал данный отказ незаконным, указанные действия ответчика противоречат Постановлению Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, Постановлению Правительства N 153 от 21 марта 2006 года, Инструкции о порядке формирования списков получателей ГЖС. В указанных нормативных актах не содержится сведений, указывающих на то, что подпрограмма Программы "Жилище" не распространяется на сотрудников УФСИН России, обратившихся за включением в число нуждающихся в улучшении жилищных условий после 2005 года. Кроме того, статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержит прямого запрета на принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту работы (службы). Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Ее общий стаж прохождения службы в уголовно-исполнительной системе составляет более 10 лет, она является нуждающейся в улучшении жилищных условий. В целях получения жилья в рамках участия в программе "Жилище" она имеет право на постановку на учет на улучшение жилищных условий по месту службы, поскольку в данном случае постановка на учет осуществляется не по правилам, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, а в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Парешнева Т.Д. просила суд признать незаконным отказ жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РТ в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и включить ее в список очередников на улучшение жилищных условий.
Представитель Парешневой Т.Д.- Золотова Ю.В. в суде иск поддержала.
Представитель ФКУ СИЗО- 2 УФСИН России по РТ Сафиуллин Р.И. в суде с иском не согласился.
Суд постановил решение об отказе в иске в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Парешневой Т.Д. - Золотова Ю.В. просит решение отменить, указывая на его незаконность и необоснованность. Доводы жалобы сводятся к повторению позиции истца, выраженной в обоснование исковых требований. В дополнении к апелляционной жалобе указывается, что Парешнева Т.Д. не увольнялась из системы ФСИН, она осуществила переход переводом в ФКУ СИЗО N 2 УФСИН. Новый работодатель обязан был поставить ее на учет с даты первоначального обращения.
Представитель ФКУ СИЗО N 2 УФСИН в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещен.
Поскольку данных о наличии существенных препятствий для его участия в данном судебном заседании не имеется, судебная коллегия, с учетом мнения явившихся лиц, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 6 Федерального закона "О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.2 Определения от 12 апреля 2011 года N ... , по смыслу этой нормы, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) был предусмотрен специальный порядок обеспечения жилыми помещениями работников уголовно-исполнительной системы. В силу статьи 35 приведенного Закона сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти. Кроме того, предусматривалось, что уголовно-исполнительная система может иметь ведомственный жилой фонд.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым с 1 января 2005 года статья 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" признана утратившей силу, определено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 33).
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как следует из абзаца 6 подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с пунктом 9 Правил сотрудники, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации ГЖС, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
Приказом ФСИН России ... от 16 мая 2012 года утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам-участникам вышеуказанной федеральной подпрограммы, согласно пункту 3 которой для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Парешнева Т.Д. проходит службу в ФСИН России с 01 июня 2001 года, в должности младшего инспектора 2 категории отдела режима ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РТ работает с 20 августа 2012 года по настоящее время и состоит на специальном учете.
Парешнева Т.Д. проживает и зарегистрирована по адресу: "адрес" . Членами ее семьи являются дочь ФИО10 , "дата" года рождения, и дочь Парешнева М.А., 17 июня 2000 года рождения.
14 января 2010 года брак между Парешневым А.М. и Парешневой Т.Д. прекращен.
По данным Управления Росреестра по Республике Татарстан у Парешневой Т.Д. и членов ее семьи в собственности жилья не имеется.
20 ноября 2012 года Парешнева Т.Д. обратилась на имя председателя жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РТ с рапортом о включении ее в список очередников на улучшение жилищных условий в связи с переводом из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области. Судом установлено, что основанием для обращения Парешневой Т.Д. о постановке на учет послужило намерение истца участвовать в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", а не предоставление жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Письмом от 21 февраля 2013 года Парешневой Т.Д. отказано во включении в списки очередников на улучшение жилищных условий со ссылкой, что в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, постановка на учет по месту службы не предусмотрена законом.
Отказывая в удовлетворении иска Парешневой Т.Д., суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РТ в постановке Парешневой Т.Д. на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту службы основан на законе.
С обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда судебная коллегия соглашается.
Как установлено судом, общая продолжительность службы в органах уголовно-исполнительной системы Парешневой Т.Д. составляет более 10 лет.
В соответствии с вышеприведенными нормами правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Рапорта об увольнении со службы она не подавала, не подлежит увольнению по достижении предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. Также отсутствуют доказательства, что до 1 марта 2005 года она состояла на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по прежнему месту службы.
Следовательно, в настоящее время Парешнева Т.Д. не относится к категории лиц, имеющих право на обеспечение жильем посредством участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, а потому обоснованно не принята на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы апелляционной жалобы Парешневой Т.Д. о том, что постановка на учет осуществляется не по правилам, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, а в соответствии с выполнением обязательств в рамках программы "Жилище" на 2011-2015 годы, суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельные по изложенным выше обстоятельствам.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, направлены на переоценку исследованных судом доказательств, и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.
При таких данных судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено соответствующее требованиям материального и процессуального закона решение. Поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Казани от 21 ноября 2013 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Парешневой Т.Д. - Золотовой Ю.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.