Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,
судей Вишневской О.В., Насретдиновой Д.М.,
при секретаре судебного заседания Аймалетдиновой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишневской О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Хайбуллиной Л.И., Гараевой Н.В. на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 20 ноября 2013 года, которым в удовлетворении их исковых требований к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании права на пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истиц, их представителя в поддержку жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хайбуллина Л.И. и Гараева Н.В. обратились с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании права на пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан и возложении обязанности назначить указанную пенсию.
В обоснование указали, что получали пенсию по выслуге лет как федеральные государственные служащие, "дата" апреля 2013 года ими написано заявление о приостановлении ее выплаты в связи с обращением за пенсией за выслугу лет в соответствии с законодательством Республики Татарстан. Но Министерством в назначении данной пенсии отказано в связи с отсутствием необходимого стажа государственной службы на 1 января 1992 года. Не согласившись с данной позицией, просили признать за ними право на пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан и обязать ответчика назначить указанную пенсию с момента обращения, с "дата" апреля 2013 года за Гараевой Н.В., и со "дата" апреля 2013 года за Хайбуллиной Л.И., возместить судебные расходы.
Определением суда от "дата" к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан.
В судебном заседании Гараева Н.В., Хайбуллина Л.И. требования поддержали.
Представитель ответчика иск не признал.
Надлежащим образом извещенный представитель третьего лица в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе Гараева Н.В., Хайбуллина Л.И. ставят вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, принятого без учета обстоятельств дела и требований закона. При этом выразили несогласие с выводами суда относительно недостаточности стажа для назначения пенсии за выслугу лет, поскольку в стаж для назначения пенсии входит замещение должности как на государственных гражданских должностях Республики Татарстан, так и на должностях федеральной государственной гражданской службы.
В суде апелляционной инстанции апеллянты и их представитель жалобу поддержали.
Представитель ответчика, извещенный о судебном разбирательстве надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял; представитель третьего лица в отзыве на жалобу, просил решение суда оставить без изменения и рассмотреть дело в его отсутствие. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия оснований для его отмены или изменения не находит.
Установление пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан урегулировано Законом Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан".
Согласно статье 3 Закона государственная гражданская служба Республики Татарстан представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее также - граждане) на должностях государственной гражданской службы Республики Татарстан (далее также - должности государственной службы) по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Республики Татарстан и лиц, замещающих государственные должности Республики Татарстан.
Государственная служба осуществляется в аппаратах законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, судов Республики Татарстан, иных государственных органов Республики Татарстан, образуемых в соответствии с законодательством Республики Татарстан
Периоды работы (службы), включаемые в стаж государственной службы перечислены в статье 32 Закона.
Частью 1 статьи 45 Закона предусмотрено, что государственные служащие, замещающие должности государственной службы в соответствии с настоящим Законом, имеют право на получение государственной пенсии за выслугу лет (далее - пенсия за выслугу лет) при условии:
1) наличия стажа государственной службы не менее 15 лет;
2) прекращения (увольнения, освобождения от замещаемой должности) государственной службы в связи с:
а) ликвидацией государственного органа или сокращением должности государственной службы;
б) выходом на трудовую пенсию по старости (инвалидности);
в) достижением государственным служащим предельного возраста пребывания на государственной службе;
г) несоответствием государственного служащего замещаемой должности государственной службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
д) истечением установленного срока полномочий государственного служащего, замещающего должности государственной службы категории "руководители" или "помощники (советники)";
е) избранием или назначением на государственную должность, избранием на выборную должность в органе местного самоуправления, избранием (делегированием) на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
ж) увольнением государственного служащего по собственной инициативе либо по соглашению сторон служебного контракта;
3) назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 2 данной статьи государственные служащие, уволенные с государственной службы в случаях, указанных в подпункте "ж" пункта 2 части 1 настоящей статьи, до достижения возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на получение пенсии за выслугу лет после достижения указанного возраста либо назначение пенсии по инвалидности при условии наличия на день увольнения с государственной службы стажа государственной службы не менее 15 лет.
Частью 1 статьи 46 указанного Закона предусмотрено, что лица, замещавшие должности государственной службы, иные должности, указанные в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона, и вышедшие на государственную пенсию по старости (инвалидности) после вступления в силу настоящего Закона, имеют право на получение пенсии за выслугу лет на условиях и в порядке, установленных статьей 45 настоящего Закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании Указа Президента РСФСР от 21 ноября 1991 года N229 "О государственной налоговой инспекции РСФСР", Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года N340 "О государственной налоговой службе Российской Федерации" была образована Государственная налоговая служба Российской Федерации.
С 1 января 1992 года в соответствии с приказом Министерства финансов ТАССР от 3 января 1992 года N2 "О выделении государственной налоговой инспекции ТССР" государственная налоговая инспекция ТССР была выделена из состава Министерства финансов ТССР в Государственную налоговую инспекцию ТССР как территориальный орган Государственной налоговой инспекции РСФСР, финансируемый из федерального бюджета.
Гараева Н.В. в период с "дата" по "дата" и Хайбуллина Л.И. с "дата" по "дата" работали в различных должностях территориальной налоговой службы Республики Татарстан, уволены с должностей, относящихся к федеральной государственной гражданской службе. Во время преобразования структуры и статуса территориальной налоговой службы с республиканского на федеральное подчинение трудовые договоры с ними расторгнуты не были. Они продолжили работать в налоговых инспекциях в тех же должностях, которые стали относиться к федеральной государственной гражданской службе.
По данным пенсионного органа, Гараева Н.В. является получателем трудовой пенсии по старости с "дата" 2012 года, с "дата" 2013 года ей назначена пенсия за выслугу лет как федеральному государственному служащему; Хайбуллина Л.И. получает пенсию по старости со "дата" 2012 года.
В назначении пенсии по выслуге лет государственного служащего Республики Татарстан в соответствии со статьей 45 Закона РТ от 16 января 2013 года N3-РТ истицам отказано по мотиву того, что на дату прекращения замещения должности государственной службы Республики Татарстан (на 31.12.1991) стаж государственной гражданской службы Республики Татарстан у Гараевой Н.В. составлял 14 лет 7 месяцев 1 день, у Хайбуллиной Л.И. - 6 лет 11 месяцев 14 дней.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Гараева Н.В. и Хайбуллина Л.И. после 1 января 1992 года замещали должности в государственной налоговой инспекции, не входящие в перечень должностей государственной (гражданской) службы Республики Татарстан, которые финансировались из федерального бюджета, и на момент прекращения замещения службы республиканского значения стаж государственной службы у каждой из них составлял менее 15 лет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания за истицами права на назначение пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Республики Татарстан.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании вышеприведенных ном Закона.
Несмотря на то, что общая продолжительность государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Республики Татарстан с учетом положений статьи 32 Закона у Гараевой Н.В. составляет 35 лет 7 месяцев 8 дней, а у Хайбуллиной Л.И. - 27 лет 11 месяцев 23 дня, и обе являются получателями пенсии по старости, однако не выполняется третье обязательное условие: увольнение со службы республиканского значения. Анализ положений статьи 45 Закона позволяет сделать вывод о том, что пенсия за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом назначается при соблюдении совокупности перечисленных в части 1 условий. Однако данное требование в спорных правоотношениях не выполняется, так как увольнение Гараевой Н.В. и Хайбуллиной Л.И. состоялось со службы федерального значения.
Если рассматривать состоявшееся 1 января 1992 года переподчинение территориальных налоговых инспекций как освобождение истиц от занимаемых должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, то применяя по аналогии часть 2 статьи 45 Закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на указанную дату не выполняется условие о продолжительности стажа государственной службы не менее 15 лет.
На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение основано на анализе законодательства о государственной службе Республики Татарстан, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, его следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 20 ноября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Гараевой Н.В., Хайбуллиной Л.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.