Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,
судей Вишневской О.В., Насретдиновой Д.М.,
при секретаре Аймалетдиновой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишневской О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 29 октября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Гаева С.Н. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан включить в специальный стаж Гаева С.Н. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда по Списку N2 периоды его работы с 1 января 1992 года по 25 января 1997 года в качестве главного кондуктора ст. "данные изъяты" Казанского отделения Горьковской железной дороги и с 1 января 2013 года по 28 октября 2013 года в качестве слесаря по ремонту подвижного состава вагонного депо ст. Юдино Казанского отделения ГЖД ОАО "РЖД" и назначить досрочную трудовую пенсию по старости по Списку N2 с 29 октября 2013 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения истца и его представителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гаев С.Н. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан (далее - УПФР) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование указал, что "дата" обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением работы в особых условиях труда. Решением УПФР ... от "дата" в назначении пенсии отказано. В специальный стаж не включены периоды его работы с 1 января 1992 года по 25 января 1997 года в качестве главного кондуктора ст. "данные изъяты" Казанского отделения Горьковской железной дороги, с 1 января 2013 года по 28 октября 2013 года в качестве слесаря по ремонту подвижного состава вагонного депо ст. Юдино Казанского отделения ГЖД ОАО "РЖД". Уточнив требования, просил признать решение УПФР незаконным, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж указанные спорные периоды и назначить пенсию с 29 октября 2013 года.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ОАО "Российские железные дороги".
В судебном заседании истец и представитель истца требования поддержали.
Представитель ответчика требования не признал.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
Суд принял решение об удовлетворении заявленных требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить в части включения в специальный стаж истца периода работы с 1 января 1992 года по 25 января 1997 года в должности главного кондуктора станций "данные изъяты" и "данные изъяты" Казанского отделения Горьковской железной дороги, признания права на пенсию и вынести в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении иска. Апеллянт указывает, что должность главный кондуктор грузовых поездов не предусмотрена Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 272. Также обращается к Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, принятому Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года N 367, в соответствии с которым "кондуктор грузовых поездов" и "кондуктор главный грузовых поездов" являются самостоятельными профессиями, каждая из которых имеет свой собственный код, при этом последний тарифицируется на один разряд выше. Поэтому ответчик считает, что вывод суда о тождественности трудовых функций, выполняемых "кондуктором грузовых поездов" и "кондуктором главным грузовых поездов" несостоятелен и основан не неверном толковании правовых норм.
На основании пункта 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, когда в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 указанного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- в периоды работы до 1 января 1992 года - Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, а также Список профессий рабочих локомотивных бригад, профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272.
- в периоды работы после 1 января 1992 года - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный постановлением правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272.
Правом на досрочную трудовую пенсию в соответствии со Списком N 2 от 22 августа 1956 года N 1173, разделом XXX "Транспорт" и в соответствии со Списком от 24 апреля 1992 года N 272 пользуются кондукторы грузовых поездов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гаев С.Н., "дата" года рождения, "дата" обратился в УПФР с заявлением о назначении пенсии в связи с тяжелыми условиями труда.
Решением УПФР ... от "дата" истцу отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в бесспорном порядке специальный стаж истца исчислен в 6 лет 1 месяц 7 дней по подпункту 5 пункта 1 статьи 27 Закона, а также 6 месяцев по Списку N2. В специальный стаж истца не включен период с 1 января 1992 года по 25 января 1997 год в качестве главного кондуктора станции "данные изъяты" Казанского отделения Горьковской железной дороги.
Согласно записи в трудовой книжке, истец 1 июля 1991 года принят на должность главного кондуктора грузовых поездов в порядке индивидуального обучения, 18 октября 1991 года назначен главным кондуктором грузовых поездов, 25 января 1997 года уволен по сокращению штата работников.
Решением пенсионного органа период работы истца с 1 июля 1991 года по 31 декабря 1991 года засчитан в специальный стаж.
Филиал ОАО "РЖД" Горьковская железная дорога в отзыве на исковое заявление не оспаривал права истца на включение оспариваемого периода в специальный стаж, указывая на то, что право на пенсию на льготных условиях имеют рабочие не только кондукторы, но и главные, старшие и младшие кондукторы грузовых поездов как производные одной профессии.
В силу положений подпункта "г" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих локомотивных бригад, и работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272.
Пунктом 3 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 1 апреля 2003 года N 15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подп. "д" ст. 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 272, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подп. "д" ст. 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 272.
Согласно Разъяснению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных союзов от 2 апреля 1976 года N 5/8 "О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976 года N 81/8, если в списки включены профессии рабочих под общим наименованием (например, в список N 2, раздел XXX, подраздел 1, включены "кондукторы грузовых поездов"), то право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют рабочие всех наименований этих профессий, то есть не только кондукторы, но и главные, старшие и младшие кондукторы грузовых поездов (п. 8). Аналогичные разъяснения были даны Минтрудом РФ 22 мая 1996 года N 5 (п. 7, 9).
При оценке доводов жалобы о том, что спорный период работы истца в должности главного кондуктора грузовых поездов не может быть включен в специальный стаж, судебная коллегия исходит из того, что в разделе "Железнодорожный транспорт и метрополитен" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 56 (утв. Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82) должность главного кондуктора грузовых поездов отдельно не выделена. В п. 7 указанного раздела ЕТКС содержится тарифно-квалификационная характеристика кондуктора грузовых поездов, как общего наименования данной профессии.
В указанном ЕКТС отмечено, что при обслуживании на железных дорогах сети сборных, вывозных и передаточных поездов с маневровой работой кондуктору грузовых поездов присваивается 4-й разряд, однако кондуктор главный, руководящий маневровой работой или осуществляющий руководство кондукторской бригадой, тарифицируется на один разряд выше против предусмотренного для кондуктора, обслуживающего соответствующий поезд.
Тем самым, отличие главного кондуктора грузовых поездов от кондуктора заключается в наличии у главного кондуктора более высокого разряда, позволяющего руководить маневровой работой или кондукторской бригадой. В то время, как и для кондуктора грузовых поездов, предусмотрено выполнение работ по руководству действиями всех работников, участвующих в маневрах с обслуживаемыми сборными, вывозными и передаточными поездами на промежуточных станциях.
В этой связи, доводы ответчика о том, что главный кондуктор в отличие от кондуктора выполняет иные функции, являются необоснованными. Характер работы кондуктора грузовых поездов и главного кондуктора грузовых поездов является одинаковым, иначе для данных должностей были бы установлены разные тарифно-квалификационные характеристики.
Таким образом, в соответствии вышеуказанными Разъяснениями от 2 апреля 1976 года и от 22 мая 1996 года, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, как по Списку N 2 от 22 августа 1956 года, так и по Списку от 24 апреля 1992 года пользуются не только кондукторы грузовых поездов, но и главные кондукторы.
В силу изложенного, и учитывая, что предшествующий спорному периоду ответчиком зачтен в специальный стаж истца, а характер и условиях работы его в последующим не изменялись, суд правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований и включении периодов работы истца в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Ссылки апелляционной жалобы на Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, о том, что "кондуктор грузовых поездов" и "главный кондуктор грузовых поездов" это две разные должности, не имеют правового значения для рассматриваемого спора, так как Общероссийский классификатор введен в действие с 1 января 1996 года, после чего должность истца была переименована на "составитель поездов". При этом раздел "Железнодорожный транспорт и метрополитен" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 56 (утв. Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82) в качестве основного документа, определяющего квалификационные требования к должности кондуктор грузовых поездов действовал в течение всего спорного периода.
Кроме того, в Постановлении Правительства РФ от 08.09.1999 N 1020 "Об утверждении перечня профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам" в разделе 4: "Работники группы, обслуживающей поезда в пути следования", указаны "кондуктор грузовых поездов (включая главного)".
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о включении спорного периода в специальный стаж истца, поскольку профессия "кондуктор главный" производна от профессии "кондуктор".
В пункте 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, установлено, что при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2); работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы (подпункт 5).
Суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления к периодам работы, указанной в подпункте 5, - периодов работ, указанных в подпунктах 1, 2, 6, 7, 9, 12.
Право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости возникает у истца по достижению возраста 55 лет, при условии наличия специального стажа в 12 лет 6 месяцев. С учетом периодов, включенных УПФР и определенных судом, подлежащим включению в специальный стаж, право на назначение досрочной трудовой пенсии у истца возникло "дата" , в связи с чем требование истца о возложении обязанности на ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с "дата" судом первой инстанции удовлетворено правомерно.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, так как выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального закона соблюдены и правильно применены, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 29 октября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.