Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Г.А.Романовой,
судей Л.Ф. Валиевой, А.С. Гильманова,
при секретаре судебного заседания
А.В. Егорове,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.Ф. Валиевой гражданское дело по апелляционной жалобе Н.Г.А. и Н.Р.П. на решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 25 октября 2013 года, которым постановлено:
исковые требования Н.Н.Г. к Н.Г.А. , Н.Р.П. , действующей за себя и от имени несовершеннолетних детей Д.А.В. , Н.А.Г. , о признании сделки недействительной удовлетворить.
Признать недействительным договор купли-продажи жилого дома и земельного участка ... , заключенный 10 февраля 2011 года между Н.И.А. , действующим от имени Н.З.А. по доверенности от 07 декабря 2010 года, и Н.Г.А. , Н.Р.П. , действующей за себя и от имени несовершеннолетних Д.А.В. , Н.А.Г. , зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы по городу Заинску.
Возвратить в собственность Н.З.А. жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес" .
Обязать Н.И.А. возвратить Н.Р.П. , Н.Г.А. денежные средства в размере 56139 рублей 63 копейки, оплаченные по договору купли-продажи жилого дома и земельного участка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения в поддержку жалобы представителя Н.Г.А. , Н.Р.П. - М.М.В. , выслушав возражения представителя Н.Н.Г. - Г.Л.Р. ,
Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.Н.Г. обратилась в суд с иском к Н.Г.А. , Н.Р.П. , действующей за себя и от имени несовершеннолетних детей Д.А.В. , Н.А.Г. , о признании недействительным договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: "адрес" .
В обоснование заявленных исковых требований указано, что истица Н.Н.Г. является после смерти своего супруга Н.З.А. наследницей по закону имущества в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по указанному адресу.
10 февраля 2011 года между Н.И.А. , действующим в интересах Н.З.А. , и ответчиками Н.Г.А. и Н.Р.П. , действующей также в интересах несовершеннолетних Д.А.В. , Н.А.Г. , заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка. Данный договор подписан сторонами после смерти Н.З.А. , умершего 09 января 2011 года.
Истица также указывает, что денежные средства за жилой дом и земельный участок ответчиками до настоящего момента не переданы.
Просит договор купли-продажи жилого дома и земельного участка ... , заключенный 10 февраля 2011 года между Н.И.А. , действующим от имени Н.З.А. по доверенности от 07 декабря 2010 года, и Н.Г.А. , Н.Р.П. , действующей за себя и от имени несовершеннолетних Д.А.В. , Н.А.Г. , признать недействительным.
Определением Заинского городского суда Республики Татарстан от 26 сентября 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Н.И.А. .
В судебном заседании истица Н.Н.Г. и ее представитель Г.Л.Р. исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчики Н.Г.А. , Н.Р.П. исковые требования не признали, считая, что они являются добросовестными приобретателями; пояснили, что на момент подписания договора им было известно, что Н.З.А. , выдавший доверенность Н.А.И. на совершение сделки, умер. Не отрицали также, что передали часть денежной суммы по договору.
Ответчик Н.И.А. исковые требования признал.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Н.Г.А. и Н.Р.П. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. В частности, указано, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: в договоре купли-продажи жилого дома и земельного участка не установлены сроки полной его оплаты, от оплаты не отказываются.
Судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В статье 35 Конституции Российской Федерации установлено, что право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В силу части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно статье 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
В статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены общие положения о доверенности, в частности, указано, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено (статья 187 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений подпункта 5 пункта 1 статьи 188 Гражданского кодекса Российской Федерации, действие доверенности прекращается вследствие смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
Статьей 189 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность. Такая же обязанность возлагается на правопреемников лица, выдавшего доверенность, в случаях ее прекращения по основаниям, предусмотренным в подпунктах 4 и 5 пункта 1 статьи 188 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По прекращении доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть доверенность.
В соответствии со статьей 56 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, 10 февраля 2011 года между Н.И.А. , действующим от имени Н.З.А. по доверенности от 07 декабря 2010 года, и Н.Г.А. , Н.Р.П. , действующей за себя и от имени несовершеннолетних Д.А.В. , Н.А.Г. , заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: "адрес" .
Указанный одноэтажный жилой дом, состоящий из одной комнаты, общей площадью 46,9 кв.м., жилой площадью 25,5 кв.м., принадлежит продавцу на праве собственности на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от "дата" N ... и кадастрового паспорта объекта недвижимости от "дата" . Право собственности зарегистрировано Заинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан "дата" и выдано свидетельство о государственной регистрации права.
Земельный участок имеет площадь "данные изъяты" . Право собственности на него подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от "дата" .
Согласно пунктам 1.4, 2.5 указанного договора стоимость всего недвижимого имущества оценено сторонами в 345000 рублей, из которых жилой дом - стоимостью 338860 рублей 37 копеек и земельный участок - стоимостью 6139 рублей 63 копейки.
Порядок расчетов между сторонами определен пунктами 3.1-3.1.4 договора.
Согласно делу правоустанавливающих документов указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан "дата" .
Из материалов дела усматривается, что 07 декабря 2010 года Н.З.А. , 11 января 1942 года рождения, на имя Н.И.А. выдана доверенность, которой последний был уполномочен продать за цену и на условиях по своему усмотрению принадлежащее на праве собственности земельный участок и жилой дом, находящиеся по адресу: "адрес" .
Н.З.А. 09 января 2011 года скончался, что подтверждается свидетельством о смерти ...
Суд первой инстанции, установив, что сделка по отчуждению спорного недвижимого имущества произведена ответчиком Н.И.А. после смерти Н.З.А. , то есть по истечении действия выданной от его имени доверенности, правильно пришел к выводу о том, что заключенный договор противоречит требованиям закона и является недействительным, поскольку заключен лицом без соответствующих полномочий.
Довод апелляционной жалобы ответчиков Н.Г.А. и Н.Р.П. о том, что в договоре купли-продажи жилого дома и земельного участка не установлены сроки полной его оплаты, не может служить основанием для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального права.
Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда первой инстанции мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 25 октября 2013 года по данному делу оставить без изменения; апелляционную жалобу Н.Г.А. и Н.Р.П. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.