Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Д.Н. Горшунова,
судей Э.С. Каминского, Э.Р. Сайдашевой
при секретаре судебного заседания Л.Р. Якуповой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Э.С. Каминского гражданское дело по апелляционной жалобе И.Р. Махмутова на решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 18 ноября 2013 г., которым постановлено:
в удовлетворении иска И.Р. Махмутова к Министерству финансов Российской Федерации, федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 8" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан о взыскании денежной компенсации морального вреда отказать.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения И.Р. Махмутова, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Министерства финансов Российской Федерации - Е.А. Козлова, возражавшего удовлетворению апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы истца, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.Р. Махмутов обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 8" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан о взыскании денежной компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указывает, что на основании протеста Нижнекамского прокурора Республики Татарстан по надзору за соблюдением законности в исправительных учреждениях Республики Татарстан от 19 июля 2012 г. отменено решением комиссии N 12 от 10 июня 2011 г. федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан, которым он был незаконно переведен из обычных условий содержания в строгие условия отбывания наказания, на него наложено взыскание в виде перевода в помещение камерного типа на 1 месяц, вследствие чего он был незаконно признан злостным нарушителем режима содержания и не смог в срок условно - досрочно освободиться.
При этом вследствие перевода его в помещение камерного типа он был ограничен в получении посылок, передач, бандеролей, краткосрочных и длительных свиданиях с родственниками. Указанное взыскание также повлияло на его условно-досрочное освобождение.
По мнению истца, незаконным решением администрации федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан ему причинен моральный вред, денежную компенсацию которого он оценивает в 3.000.000 рублей.
В связи с изложенным И.Р. Махмутов просил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в счет компенсации морального вреда, причиненного незаконным наложением взыскания в виде перевода в помещение камерного типа на один месяц, 3.000.000 рублей.
В судебном заседании в суде первой инстанции И.Р. Махмутов исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Министерство финансов Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции представителя не направило, представило отзыв относительно исковых требований.
Представитель федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан - Т.С. Медведева в судебном заседании в суде первой инстанции исковые требования не признала, пояснила, что постановление о наложении дисциплинарного взыскания в отношении истца вынесено законно и обоснованно, поскольку И.Р. Махмутов находился на территории крольчатника федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан с запахом алкоголя, истцу не были причинены физические и нравственные страдания, поскольку действия администрации учреждения соответствовали требованиям Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации, за нарушение установленного порядка отбывания наказания в отношении истца пять раз были применены меры дисциплинарного взыскания.
Нижнекамский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан Д.А. Бригаднов в судебное заседание суда первой инстанции не явился, представил возражения, в котором исковые требования не признал, пояснил, что за нахождение на территории крольчатника федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан с запахом алкоголя постановлением начальника федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан от 08 июня 2011 г. на И.Р. Махмутова наложено дисциплинарное взыскание в виде перевода в помещение камерного типа на один месяц. Злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания осужденный признан 10 июня 2011 г. При наложении дисциплинарного взыскания нарушено требование уголовно-исполнительного законодательства, поэтому постановлением от 28 марта 2012 г. постановление начальника федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан от 08 июня 2011 г. отменено.
Городским судом постановлено решение в вышеприведенной формулировке, в удовлетворении иска И.Р. Махмутова отказано.
И.Р. Махмутов не согласился с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене решения суда, вынесении нового решения об удовлетворении его иска, поскольку судом первой инстанции при вынесении решения нарушены нормы материального и процессуального права, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В обоснование апелляционной жалобы указал, что судом первой инстанции не принято во внимание постановление Нижнекамского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан от 28 марта 2012 г., которым установлено, что взыскание в виде перевода И.Р. Махмутова в помещение камерного типа на один месяц администрацией федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан наложено с нарушением требований уголовно - исполнительного законодательства, является неправомерным и подлежит отмене.
Кроме того, судом первой инстанции незаконно применено положение пункта "г" части 1 статьи 115 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации.
При этом, по мнению истца, суд первой инстанции не принял во внимание, что самовольный перевод И.Р. Махмутова в помещение камерного типа явилось для осужденного пыткой и унижающим его человеческое достоинство, что причинило истцу моральный вред, поскольку он был лишен права на получение посылок, передач, бандеролей, краткосрочных и длительных свиданий с родственниками.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции И.Р. Махмутов апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации - Е.А. Козлов апелляционной жалобе возражал, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 8" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан, Буинский городской прокурор Республики Татарстан в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили, судом должным образом извещались о времени и месте рассмотрения дела.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, заслушав пояснения И.Р. Махмутова, представителя Министерства финансов Российской Федерации - Е.А. Козлова, обсудив доводы апелляционной жалобы истца, находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно пункту 3 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Судом по делу установлено, что вступившим в законную силу приговором Буинского городского суда Республики Татарстан от 18 августа 2010 г. И.Р. Махмутов осужден в соответствии с пунктом "а" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации к 3 (трем) годам лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В связи с установленным фактом нахождения И.Р. Махмутова на территории крольчатника федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан с запахом алкоголя постановлением начальника федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан от 08 июня 2011 г. И.Р. Махмутов, отбывающий наказание в данном учреждении, подвергнут дисциплинарному взысканию в виде перевода в помещение камерного типа на один месяц.
Нижнекамский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарсртан, полагая неправомерным применение указанного дисциплинарного взыскания к И.Р. Махмутову, 28 марта 2012 г. вынес постановление об отмене постановления начальника федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан от 08 июня 2011 г. о наложении И.Р. Махмутова дисциплинарного взыскания в виде перевода в помещение камерного типа на один месяц.
Отказывая в удовлетворении исковых требований И.Р. Махмутова к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих факт причинения истцу нравственных страданий.
Вместе с тем, судом первой инстанции не принято во внимание, что постановлением Нижнекамского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан от 28 марта 2012 г. постановление начальника федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан от 08 июня 2011 г., которым на осужденного И.Р. Махмутова наложено взыскание в виде перевода в помещение камерного типа на один месяц, признано незаконным и отменено.
Данным постановлением Нижнекамского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан установлено, что взыскание в виде перевода И.Р. Махмутова в помещение камерного типа на один месяц администрацией федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан наложено с нарушением требований уголовно - исполнительного законодательства, поскольку до перевода в помещение камерного типа осужденный не был признан злостным нарушителем режима содержания. Таким образом, этим постановлением установлена вина должностных лиц государственного органа в совершении незаконных действий, нарушивших права и законные интересы И.Р. Махмутова.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 Гражданского кодека Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
На основании статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Таким образом, в связи с незаконными действиями федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан в виде перевода И.Р. Махмутова в помещение камерного типа на один месяц, с Министерства финансов Российской Федерации, за счет средств казны Российской Федерации, в пользу И.Р. Махмутова подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 151, статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из характера причиненных истцу физических и нравственных страданий, фактических обстоятельств, при которых был причинен вред, длительности нарушения прав истца, срока его содержания в помещении камерного типа, личности и индивидуальных особенностей И.Р. Махмутова, а также требований разумности и справедливости, полагает необходимым определить размер денежной компенсации морального вреда в сумме 27.000 рублей, поскольку меньшая сумма не будет способствовать восстановлению баланса между последствиями нарушения прав И.Р. Махмутова и степенью ответственности исправительного учреждения.
По изложенным мотивам принятое судом первой инстанции решение подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований И.Р. Махмутова.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1- 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 18 ноября 2013 г. по данному делу отменить, принять новое решение.
Иск И.Р. Махмутова удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу И.Р. Махмутова денежную компенсацию морального вреда в сумме 27.000 (двадцать семь тысяч) рублей.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.