Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,
судей Вишневской О.В., Насретдиновой Д.М.,
при секретаре Аймалетдиновой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишневской О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Самигуллина Р.Т. на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 6 декабря 2013 года, которым ему отказано в удовлетворении иска к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Тукаевском районе Республике Татарстан, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в городе Набережные Челны Республики Татарстан о признании права на назначение трудовой пенсии по старости и возложении обязанности по ее назначению и выплате.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя истца в поддержку жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Самигуллин Р.Т. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Тукаевском районе Республике Татарстан о признании права на назначение трудовой пенсии по старости и возложении обязанности по ее назначению и выплате.
В обоснование иска указал, что был призван на военные сборы, во время которых с "дата" августа 1988 года по "дата" ноября 1988 года участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В 1990 году был признан инвалидом - чернобыльцем ... группы, с 1991 года - ... группы с формулировкой "заболевание связано при исполнении служебных обязанностей в Чернобыльской АЭС", получает пенсию по инвалидности. Достигнув возраста 50 лет, обратился в пенсионный орган за назначением второй льготной пенсии по старости на основании Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", но получил отказ. Оспаривая действия ответчика, просил признать отказ незаконным, возложить на пенсионный орган обязанность назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию по старости с "дата" июля 2010 года.
Определением суда в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в городе Набережные Челны Республики Татарстан.
В суде первой инстанции истец требования поддержал.
Представители ответчиков иск не признали.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, неправильного применения норм материального права. Считает, что он стал инвалидом в связи с выполнением обязанностей военной службы при выполнении работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, что приравнивается к инвалидности вследствие военной травмы, и это дает право на одновременное получение двух пенсий.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца доводы жалобы поддержал, представители ответчиков не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив решение суда на предмет законности и обоснованности по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Самигуллин Р.Т. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и стал инвалидом в результате указанной деятельности, поэтому, на него распространяются положения Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Истец относится к категории лиц, поименованных в статье 13 закона.
Правовое регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации N 340-1 от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2002 года, пенсия на основаниях, предусмотренных для военнослужащих (включая партизан Великой Отечественной и гражданской войн, а также юнг, сыновей (воспитанников) полков), назначается при наступлении инвалидности вследствие военной травмы (статья 41 Закона) либо заболевания, полученного в период военной службы (статья 42 Закона).
В пункте 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) было указано, что лицам, ставшими инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсии по инвалидности как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Данная редакция пункта 1 статьи 29 базового закона утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 18 июля 2006 года N 112-ФЗ, которым пункт 1 статьи 29 изложен в новой редакции, действие этой редакции распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Закона от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. ФЗ от 18 июля 2006 года N 112-ФЗ) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, гарантировано право на назначение пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, в том числе на пенсию по инвалидности вследствие военной травмы в соответствии с нормами статьи 15 Федерального закона N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 (ред. от 11.05.2007) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пунктом 2 статьи 29 базового Закона (в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ и от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Учитывая это, указанные лица до 1 января 2002 года имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статьи 5 и 41), а после этой даты - только на основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 этого Закона.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости. При этом размер названной пенсии по инвалидности установлен статьей 15 этого же Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 ФЗ N 166 инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранений, контузий, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территории других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
При этом, согласно пунктам 1, 2 статьи 8 ФЗ N 166 от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин пенсии по инвалидности устанавливаются Законом N 166-ФЗ, а военнослужащим, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и старшин пенсии по инвалидности назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля1993года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Таким образом, право на получение двух пенсий в порядке подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют военнослужащие, проходившие военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и ставшими инвалидами вследствие военной травмы (пункт 2 статьи 8 ФЗ от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ).
Из материалов пенсионного дела, затребованного судом апелляционной инстанции видно, что Самигуллин Р.Т. военную службу по призыву и по контракту с "дата" августа 1988 года по "дата" ноября 1988 года не проходил, в указанный период он выполнял иные служебные обязанности - принимал участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, как военнообязанный, призванный на специальные военные сборы. В связи с заболеванием, связанным с исполнением обязанностей на ЧАЭС, истцу "дата" октября 1989 года впервые была установлена инвалидность ... группы, с 1990 года - инвалидность ... группы, назначена государственная пенсия по инвалидности как пенсии вследствие профессионального заболевания, то есть на основании статьи 40 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Согласно дубликату справки серии ... , с "дата" 1992 года истцу повторно установлена ... группа инвалидности бессрочно с формулировкой причины инвалидности "заболевание связано с работой по последствиям аварии ЧАЭС".
В связи с введением в действие с 1 января 2002 года Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" оценка пенсионных прав истца осуществлена на основании указанного закона. С 1 января 2002 года и по настоящее время истец получает государственную пенсию по инвалидности как гражданин, ставший инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то есть на основании пункта 3 статьи 10 названного Закона.
Основываясь на вышеизложенном, суд пришел к правильному выводу о том, что у истца отсутствует право на получение одновременно двух пенсий. Истец не относится к инвалидам, которые по статусу приравниваются по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, так как пенсия по инвалидности ему до 1 января 2002 года была назначена не на основании статей 5 и 41 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а после 1 января 2002 года не на основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", поскольку право на пенсию по инвалидности вследствие военной травмы по пункту 2 статьи 8 ФЗ от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ у истца отсутствует.
Данный вывод суда первой инстанции согласуется с положениями пункта 3 статьи 10 Федерального закона N166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которому, граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вместо пенсии по инвалидности могут получать пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 1 или подпунктом 2 пункта 2 этой же статьи.
Таким образом, одновременное получение пенсии по инвалидности и по старости по Федеральному закону N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не допускается для лиц, обладающих статусом инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец, как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не относится к числу лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий по Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В связи с этим, суд сделал верный вывод о том, что право на установление двух пенсий (по инвалидности вследствие военной травмы и трудовой пенсии по старости) по нормам подпункта 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающей назначение трудовой пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они имеют страховой стаж не менее 25 лет, отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения как основанные на неправильном понимании норм права, не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 6 декабря 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Самигуллина Р.Т. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.