Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Нурмиева М.М. и Янсона А.С.,
при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Рожковой Н.В. - Валеевой С.В. на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 20 ноября 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Рожковой Н.В. к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района РТ о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Рожковой Н.В., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рожкова Н.В. обратилась к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - ИК ТМР РТ) с иском о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, указав в обоснование иска, что постановлением N ... руководителя ИК ТМР РТ от 17 июня 2013 года она в составе семьи Панкрашкиной Н.П. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на соответствующий учёт в общем порядке. Указанное обстоятельство истица воспринимает как отказ во внеочередном предоставлении жилого помещения и полагает, что должна быть включена в список на внеочередное предоставление жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей. Мать истицы была лишена родительских прав в её отношении, в графе "отец" свидетельства о рождении стоит прочерк. Постановлением мэра г. Набережные Челны от 21 апреля 1992 года опекуном истицы была назначена Панкрашкина Н.П., с которой истица проживала до окончания общеобразовательного учреждения. Основывая свои требования на положениях ст.ст. 33, 37 Жилищного кодекса РСФСР, ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года), истица просила признать за ней право на внеочередное получение жилого помещения.
Истица Рожкова Н.В. в суд не явилась, её представители адвокат Зарипова Х.Г. и Валеева С.В. в суде первой инстанции иск поддержали.
Представитель ответчика ИК ТМР РТ Гиниятуллина А.Г. в суде первой инстанции иск не признала.
Третье лицо Панкрашкина Н.П. в суде первой инстанции просила иск удовлетворить.
Представитель органа опеки и попечительства ИК ТМР РТ Адиева Л.А. в суде первой инстанции исковые требования полагала необоснованными.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, приняв решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Рожковой Н.В. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым иск удовлетворить. В обоснование жалобы повторяются доводы искового заявления, а также указано, что дело рассмотрено односторонне, доводы истицы во внимание не приняты. Так, истица не ссылалась на положения ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, как то указано в решении суда. Решение суда противоречит нормам Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, нормам международного права. Пунктом 7 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утверждённых постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 г. N326, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидий устанавливается в размере 33 кв.м. для детей, оставшихся без попечения родителей. Приватизация квартиры Панкрашкиной Н.П. состоялась в период несовершеннолетия истицы; принадлежащая истице доля составляет 14,6 кв.м. общей площади, что на 18,4 кв.м. ниже указанной нормы, в связи с чем помещение не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам. Возвращение истицы в указанную квартиру невозможно, поскольку с Панкрашкиной Н.П. проживают ещё двое несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель ответчика ИК ТМР РТ, третье лицо Панкрашкина Н.П. в суд не явились, извещены надлежащим образом. Представитель отдела опеки и попечительства ИК ТМР РТ просила рассмотреть дело в её отсутствие. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По делу установлено, что истица Рожкова Н.В. родилась "дата" .
Вступившим в законную силу решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 26 мая 1998 года мать истицы Рожкова В.В. была лишена родительских прав в её отношении.
Постановлением мэра г. Набережные Челны от 21 апреля 1992 года N ... Панкрашкина Н.П. была назначена опекуном Рожковой Н.В.
Постановлением и.о. руководителя ИК ТМР РТ N2941 от 17 июня 2013 г. в числе иных лиц Панкрашкина Н.П. с семьёй в составе 4 человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что нормы законодательства, на которых истица основывала свои требования и которые предусматривали внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утратил силу.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.
Как указывалось выше, требования истицы были основаны на предположении о том, что признание её нуждающейся в улучшении жилищных условий как члена семьи Панкрашкиной Н.В. является отказом от постановки её на учёт по категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем истица пояснила в суде апелляционной инстанции, что к моменту признания Панкрашкиной Н.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась; отказа уполномоченного органа не получала.
Кроме того, судебная коллегия учитывает также и следующее.
Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации был признан утратившим силу. Названный закон вступил в силу с 01 января 2013 года.
Пунктом 2 ст. 4 названного Федерального закона установлено, что действие положений статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку право на жилое помещение не было реализовано истицей до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N15-ФЗ, то реализация этого права регулируется нормами ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции федерального закона от 29 февраля 2012 г. N15-ФЗ.
Согласно положениям ч.ч. 1, 3, ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции федерального закона от 29 февраля 2012 г. N15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как указывалось выше, истица просила обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке со ссылками на утратившие силу нормы права. Поскольку действующим законодательством предусмотрен иной порядок обеспечения жильём той категории граждан, к которой относится истица, то суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного иска.
Кроме того требования о предоставлении жилого помещения истица предъявила к ИК ТМР РТ. В то же время пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 04 мая 2013 г. N312 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было определено Министерство образования и науки Республики Татарстан.
В силу изложенного довод апелляционной жалобы о том, что истица не ссылалась на положения ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, основанием для удовлетворения иска служить не может. Более того, судебная коллегия отмечает, что, хотя в исковом заявлении указаны ссылки на Жилищный кодекс Российской Федерации, из содержания приведённых норм следует, что иск фактически мотивирован нормами утратившего силу Жилищного кодекса Российской РСФСР.
Также в связи с изменением действующего законодательства не может быть принята ссылка жалобы на приведённый в ранее действовавшей редакции п. 7 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Довод жалобы о невозможности возвращения истицы в ранее занимаемую квартиру правового значения при изложенных обстоятельствах не имеет и основанием для удовлетворения жалобы не является.
Иные доводы жалобы повторяют доводы искового заявления и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, которые должным образом исследованы и оценены судом первой инстанции, в связи с чем не могут являться основанием к отмене оспариваемого решения.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 20 ноября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Рожковой Н.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.