Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Н.А.Губаевой,
судей Р.Р.Насибуллина, Г.А.Сахиповой,
при секретаре Л.М.Назмутдиной
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 18 октября 2013 года, которым постановлено:
Иск И.В.Курильчик удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны включить в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную трудовую пенсию период работы с 01 октября 1990 года по 31 августа 1991 года в качестве мастера - воспитателя Высшего профессионального училища ... и назначить И.В.Курильчик досрочную трудовую пенсию в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" начиная с 12 октября 2011 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.В.Курильчик обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны (далее УПФ) о признании права на досрочную трудовую пенсию.
В обоснование требований указывается, что решением ответчика от 21 октября 2011 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
При этом, из специального стажа незаконно был исключен период ее работы с 01 октября 1990 года по 31 августа 1991 года в должности мастера-воспитателя профессионального училища N 64.
В связи с чем, истица просила суд включить вышеуказанный период в специальный стаж, обязав пенсионный орган назначить досрочную трудовую пенсию.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывается, что разделом "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 должность "мастер-воспитатель" не предусмотрена.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о явке извещены по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, пенсия по старости назначается независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года за N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
По делу установлено, что решением ответчика от 21 октября 2011 года И.В.Курильчик было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Из специального стажа был исключен период ее работы с 01 октября 1990 года по 31 августа 1991 года в качестве мастера-воспитателя профессионального училища N ...
Удовлетворяя заявленные истицей требования, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период она занималась педагогической деятельностью, и оснований не согласиться с такими выводами Судебная коллегия не усматривает.
При оценке пенсионных прав застрахованных лиц может применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного выше Федерального закона (п. 12 ст. 30 ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П также определено, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 01 января 2002 года пенсионных прав по нормам ранее действовавшего законодательства.
Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17 октября 2003 года N 70 утвердило Разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В спорный период работы истицы действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
В пункте 3.2 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" указано, что в соответствии с абзацем 2 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от дата N Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа по специальности в техникумах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, во внешкольных детских учреждениях и др.
Кроме того, должности "мастер производственного обучения" и "воспитатель" были предусмотрены и пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463.
Из пояснений истицы следует, что в указанный период она фактически выполняла должностные обязанности мастера производственного обучения и дополнительно как "воспитатель" вела учебную группу.
В соответствии с должностной инструкцией в обязанности мастера-воспитателя СПТУ- ... , в том числе, входило проведение профессионального обучения в соответствии с требованиями государственных стандартов в количестве 40 часов в неделю, проведение практических занятий по профессиональному обучению и производственной практике учащихся и т.д.
Согласно справке работодателя за ... от 26 сентября 2011 года в период работы с 17 августа 1984 года по 11 сентября 2007 года она выполняла норму рабочего времени по педагогической и учебной нагрузке, установленной за ставку заработной платы.
При наличии таких обстоятельств, правовых оснований для отказа в удовлетворении требований истицы не имелось. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не противоречат закону.
По указанным основаниям доводы апелляционной жалобы о том, что действующим Списком не предусмотрена должность "мастер-воспитатель", основанием для отмены решения послужить не могут.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, поэтому основанием для отмены решения также послужить не могут.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 18 октября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.