Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р.,
судей Ибрагимова Р.С., Сальниковой М.М.,
при секретаре судебного заседания Замалетдинове А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сальниковой М.М. дело по апелляционному представлению прокурора Приволжского района города Казани на решение Приволжского районного суда города Казани от 6 декабря 2013 года, которым постановлено:
заявление прокурора Приволжского района города Казани в защиту жилищных прав Клус С.П. к Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани о признании незаконным распоряжения N 1155р от 12 августа 2013 года и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя прокурора ФИО9 в поддержку апелляционного представления, представителя Клус С.П. - ФИО10 , согласившейся с позицией прокурора, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Приволжского района города Казани (далее - прокурор), действуя в защиту жилищных прав Клус С.П. , обратился в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - Администрация) и о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на результаты проверки, проведенной по заявлению Клус С.П. В ходе проверки установлено, что распоряжением от 12 августа 2013 года N 1155р Глава Администрации отказал в постановке Клус С.П. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма.
Прокурор считает такой отказ незаконным, так как приведенные в нем мотивы (превышение порогового значения размера среднемесячного совокупного дохода для принятия решения о признании граждан малоимущими), по его мнению, не имеют значения для определения нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В связи с этим прокурор просит суд признать незаконным распоряжение главы Администрации N 1155р от 12 августа 2013 года и обязать Администрацию поставить Клус С.П. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представитель прокурора ФИО8 поддержал заявленные требования.
Клус С.П. при надлежащем извещении о времени месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Представитель Администрации ФИО16 исковые требования не признала.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционном представлении прокурор просит отменить решение суда, полагая, что в данном случае суд должен был применить нормы части третьей статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокурора ФИО9 поддержала апелляционное представление, представитель Клуса С.П. - ФИО10 согласилась с позицией прокурора Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении о времени месте рассмотрения дела в суд не явились, представителей не направили.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью третьей статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно части первой статьи 49 Кодекса по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть вторая статьи 49 Кодекса).
В силу части третьей статьи 49 Кодекса жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Как указано в части первой статьи 51 Кодекса гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частями первой, второй, третьей статьи 52 Кодекса установлено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Статьей 9 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года N 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" установлено, что граждане признаются малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основании решения уполномоченного органа в случае, если размер дохода, приходящегося на каждого гражданина, и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и подлежащего налогообложению, не превышают порогового значения дохода и стоимости имущества.
Как видно из материалов дела, что 24 июля 2013 года Клус С.П. обратился в Администрацию с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма в связи с обеспеченностью жилой площадью менее учетной нормы.
Распоряжением главы Администрации N 1155р от 12 августа 2013 года ему отказано в принятии на учет, поскольку совокупный доход его семьи составляет "данные изъяты" в месяц, в то время как пороговое значение совокупного дохода для принятия решения о признании граждан малоимущими составляет 7577,6 рублей в месяц, совокупная стоимость имущества находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению - "данные изъяты" .
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что основанием для постановки на учет в силу вышеприведенных норм жилищного законодательства является, в том числе, наличие оснований, предусмотренных статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (признание граждан в установленном порядке малоимущими либо отнесение его к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан). Однако в документах, представленных заявителем для постановки на учет, таких оснований не усматривается.
При таких обстоятельствах суд обоснованно не принял во внимание доводы прокурора о необходимости принятия гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий независимо от признания его малоимущим.
Довод апелляционного представления о необходимости применения части третьей статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку каких-либо доказательств отнесения Клуса С.П. к определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, подлежащих принятию на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в материалах дела не имеется.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, нормы материального и процессуального права применены судом верно, оснований для отмены решения суда, установленных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривается.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани от 6 декабря 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Приволжского района города Казани - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.