Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р.,
судей Ибрагимова Р.С., Сальниковой М.М.,
при секретаре судебного заседания Замалетдинове А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сальниковой М.М. дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования "город Лениногорск" Лениногорского муниципального района Республики Татарстан на решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 17 декабря 2013 года, которым удовлетворены требования Лениногорского городского прокурора Республики Татарстан; на муниципальное образование "город Лениногорск" Лениногорского муниципального района в лице Исполнительного комитета муниципального образования возложена обязанность провести лесоустройство в отношении муниципальных лесов, расположенных на территории города Лениногорска Республики Татарстан, в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим законодательством Российской Федерации, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенного пункта "город Лениногорск"; установлен срок для совершения указанных действий до 1 ноября 2014 года.
Проверив материалы дела, заслушав возражения представителя прокурора - ФИО6 относительно апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лениногорский городской прокурор Республики Татарстан (далее - прокурор), действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к муниципальному образованию "город Лениногорск" Лениногорского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности провести лесоустройство на территории муниципального образования, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент.
В обоснование заявления прокурор ссылается на результаты проверки исполнения природоохранного законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов. Проверкой установлено, что на землях населенного пункта "город Лениногорск" Лениногорского муниципального района Республики Татарстан расположены муниципальные леса, не относящиеся к землям государственного лесного фонда, общей площадью 158486 кв.м.
Однако предусмотренная законом обязанность по утверждению лесохозяйственного регламента лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенного пункта "город Лениногорск" органами местного самоуправления не осуществляется, лесоустройство в отношении муниципальных лесов, расположенных на территории города Лениногорска Республики Татарстан не проведено.
Такое бездействие нарушает интересы Российской Федерации, так как создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В связи с этим прокурор просит суд обязать муниципальное образование "город Лениногорск" Лениногорского муниципального района провести лесоустройство в отношении муниципальных лесов, расположенных на территории города Лениногорска Республики Татарстан в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим законодательством Российской Федерации, а также разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенного пункта "город Лениногорск".
В судебном заседании представитель прокурора - ФИО10 поддержала заявленные требования.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования "город Лениногорск" Лениногорского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполнительный комитет) ФИО11 с заявлением не согласился.
Государственное казенное учреждение "Лениногорское лесничество" при надлежащем извещении о времени месте рассмотрения дела представителя в суд не направило.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Исполнительный комитет просит отменить решение суда, указывая на недопустимость вторжения в исключительные полномочия органов местного самоуправления по принятию нормативных правовых актов, невозможность исполнения решения суда в связи с отсутствием средств в бюджете муниципального образования и специалистов данного профиля в штате Исполнительного комитета.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокурора - ФИО6 просила оставить решение суда без изменения. Исполнительный комитет ходатайствовал о рассмотрении дела без участия его представителя. Государственное казенное учреждение "Лениногорское лесничество" при надлежащем извещении о времени месте рассмотрения дела представителя в суд не направило.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу статьи 327.1 Кодекса суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду.
Частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Как следует из положений пункта 2 части 3 статьи 23 Кодекса, на землях населенных пунктах располагаются городские леса.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Кодекса лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Согласно части 2 этой же статьи, правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 1 статьи 68 Кодекса лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Как следует из пункта 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516, осуществление данных видов работ обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 70 Кодекса органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статьей 84 Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, отнесены разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (пункт 4 части 1); разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (часть 1.1).
Требование об утверждении органами местного самоуправления лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, также содержится в части 3 статьи 87 Кодекса.
Статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (пункт 19 части 1 статьи 14).
Из материалов дела усматривается, что на территории города Лениногорска имеются земельные участки, занятые городскими лесами, в частности - земельный участок с кадастровым номером ... площадью 158486 кв.м. ( "данные изъяты"
Как следует из письма от 9 августа 2013 года ... за подписью начальника отдела архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Лениногорского муниципального района ФИО7 , лесохозяйственный регламент не разрабатывался "данные изъяты"
Факты наличия на территории муниципального образования "город Лениногорск" Лениногорского муниципального района земельных участков, занятых городскими лесами, а также непроведения лесоустройства, отсутствия лесохозяйственного регламента Исполнительным комитетом в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в силу вышеприведенных норм лесного законодательства проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственного регламента в отношении лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, относится к обязанностям органов местного самоуправления. Неисполнение данных обязанностей создает угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов, организации мер пожарной безопасности в городских лесах.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы, поскольку возложение на орган местного самоуправления обязанности совершить действия, прямо предусмотренные законом, не может расцениваться как вмешательство в его исключительную компетенцию.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 17 декабря 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования "город Лениногорск" Лениногорского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.