Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Б.Г. Абдуллаева,
судей Л.А. Садыковой, А.С. Гильманова,
при секретаре судебного заседания М.И. Амирове
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.А. Садыковой гражданское дело по апелляционной жалобе А.А. Николаева на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 09 декабря 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска А.А. Николаева к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения А.А. Николаева, В.В. Олефиренко, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.А. Николаев обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указано, что А.А. Николаев в период с 10 марта 2010 года по 29 июля 2012 года, до достижения им совершеннолетия, находился под опекой В.В. Олефиренко. Мать истца - Н.В. Николаева умерла 24 марта 2000 года, отец - А.Г. Николаев умер 02 марта 2010 года, что подтверждается постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 10 марта 2012 года N "данные изъяты" "Об установлении попечительства и опеки без вознаграждения над несовершеннолетними А.А. Николаевым и В.А. Николаевой". Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны от 21 февраля 2012 года N "данные изъяты" истец принят на учет как сирота, составом семьи из одного человека, то есть встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до своего совершеннолетия. По достижению совершеннолетия А.А. Николаев не был обеспечен жилым помещением согласно требованиям закона, в связи с чем обратился в прокуратуру города Набережные Челны, по результатам проверки которой Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан предоставил данные о его очередности в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на жилищный учет, под номером N "данные изъяты" . А.А. Николаев по настоящее время не обеспечен жильем. Согласно законодательству жилые помещения предоставляются таким лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
А.А. Николаев просил обязать Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны предоставить ему жилое помещение по договору социального найма, возместить судебные расходы.
В процессе рассмотрения дела А.А. Николаев уточнил исковые требования, просил обязать Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны предоставить ему жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 24 кв.м.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны в судебном заседании иск не признал.
Третье лицо В.В. Олефиренко исковые требования А.А. Николаева поддержала.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе А.А. Николаев просит отменить решение суда, в обоснование жалобы указал, что он имеет право на получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны ему не предоставляет жилое помещение, ссылаясь на тот факт, что он поставлен на учет как сирота, нуждающийся в улучшении жилищных условий, в настоящее время обучается в профессиональном учебном заведении и жилье ему может быть предоставлено только после окончания учебы. В нарушение закона о гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он до сих пор не обеспечен жильем, хотя еще 29 июля 2012 года достиг совершеннолетия, и уже тогда у ответчика возникло обязательство по предоставлению внеочередного жилья по договору социального найма. Данные обязательства не были исполнены. А.А. Николаев считает, что поскольку им соблюден заявительный порядок, он автоматически должен быть включен в реестр детей-сирот - получателей жилых помещений специализированного жилищного фонда, что влечет за собой правовые последствия в виде обязанности незамедлительного предоставления жилого помещения ребенку-сироте.
В суде апелляционной инстанции истец А.А. Николаев, третье лицо В.В. Олефиренко просили апелляционную жалобу удовлетворить по изложенным в ней доводам.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны в суд не явился, о рассмотрении дела по апелляционной жалобе извещен надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с положениями части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По делу установлено, что А.А. Николаев, 27 сентября 1994 года рождения, является ребенком-сиротой, оба его родителя умерли. До достижения совершеннолетия над истцом была установлена опека, опекуном назначена В.В. Олефиренко.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны от 21 февраля 2012года N "данные изъяты" истец принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ребенок-сирота.
А.А. Николаев своего жилья не имеет, зарегистрирован и проживает в квартире бабушки В.В. Олефиренко.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований А.А. Николаева, предъявленных к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны, о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что детям-сиротам предоставляется жилье не по социальному найму, а из специализированного жилищного фонда.
Ссылка А.А. Николаева в апелляционной жалобе на пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации несостоятельна.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29 февраля 2012года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации был признан утратившим силу. Названный закон вступил в силу с 01 января 2013 года.
Согласно положениям частей 1, 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Пунктом 2 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона от 29 февраля 2012года N 15-ФЗ установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку право истца на жилое помещение не было реализовано им до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона от 29 февраля 2012года N 15-ФЗ, то реализация этого права регулируется нормами статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ.
Как указывалось выше, А.А. Николаев предъявил требование к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Поскольку действующим законодательством предусмотрен иной порядок обеспечения жильем той категории граждан, к которой относится истец, то суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного иска.
Судебная коллегия отмечает, что истец не лишен права обращения в уполномоченный орган для включения в список на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 09 декабря 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу А.А. Николаева - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.