Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Г.М.Халитовой, судей И.З. Рашитова и Л.М.Мусиной, при секретаре судебного заседания А.М.Зиятдиновой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи И.З.Рашитова гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - И.Я.Зиангировой на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 12 декабря 2013 года, которым постановлено:
иск Сорвина А.Ю. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, признании права на присвоение звания "Ветеран труда" и возложении обязанности выдать удостоверение удовлетворить.
Признать решение Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан об отказе Сорвину А.Ю. в присвоение звания "Ветеран труда" незаконным.
Признать право Сорвина А.Ю. на присвоение звания "Ветеран труда".
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в течении 3 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу выдать Сорвину А.Ю. удостоверение "Ветеран труда" единого образца.
Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в пользу Сорвина А.Ю. 200 рублей в счет возврата государственной пошлины.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения А.Ю.Сорвина, возражавшего против удовлетворения жалобы, Судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
А.Ю.Сорвин обратился в суд с исковым заявлением к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, признании права на присвоение звание "Ветеран труда" и возложении обязанности выдать удостоверение.
В обоснование заявленных исковых требований А.Ю.Сорвиным указано, что он начал свою трудовую деятельность на Горьковской железной дороге в 1981 году и работает в одной и той же организации (которая впоследствии реформировалась в ОАО "Российские железные дороги") в качестве машиниста, помощника машиниста и машиниста- инструктора электропоездов. На основании приказа начальника Департамента локомотивного хозяйства Министерства путей сообщения N13 от 22 июля 2004 года он награжден знаком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км". Данный знак, по мнению истца, исходя из характера отмеченных заслуг в труде и особенности правового статуса организации, наградившей его указанным знаком, может быть отнесен к ведомственным знакам отличия в труде, наличие которых является основанием для присвоения статуса "Ветеран труда". Однако Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан письмом N 20-23/8991 от 09 июня 2013 года отказало ему в присвоении указанного звания по тем основаниям, что данный знак не учитывается при присвоении звания "Ветеран труда", так как ОАО "Российские железные дороги", учрежденное в 2003 году, является коммерческой организацией и не участвует в осуществлении государственных (ведомственных) функций. Считая, что данный отказ является незаконным, истец просил суд удовлетворить его исковые требования в полном объеме.
В ходе судебного заседания истец поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить.
Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - И.Я. Зиангирова в суд не явилась, представила отзыв, согласно которому исковые требования не признала.
Решением суда иск удовлетворен в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - И.Я.Зиангировой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, противоречащего нормам материального права.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что основанием присвоения статуса "Ветеран труда" является наличие у лица государственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, при этом согласно Закону Республики Татарстан "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" ведомственными знаками отличия в труде являются почетные грамоты, нагрудные и почетные знаки, учрежденные за заслуги и достижения в труде органами государственной власти и иными государственными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации и другими органами, при этом Министерство транспорта Российской Федерации, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере железнодорожного транспорта, обладает правом на учреждение знаков отличия и ведомственных наград и награждение ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности. На момент награждения истца значком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км" приказом начальника Департамента локомотивного хозяйства ОАО "Российские железные дороги" Министерство путей сообщения Российской Федерации было упразднено, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта на тот момент было Министерство транспорта. При этом удостоверение, выданное истцу к значку, заверено печатью ОАО "Российские железные дороги", являющегося коммерческой организацией, не осуществляющей каких-либо функций государственного управления. Исходя из этого, полагает, что награждение А.Ю.Сорвина знаком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км" не влечет за собой право истца на присвоение звания "Ветеран труда", так как не является знаком отличия в труде. На основании данных доводов просит решение суда отменить.
Судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно статье 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе, в том числе, оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В силу части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
9 июня 2011 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
Как следует из статьи 1 названного Закона Республики Татарстан, звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Под ведомственными знаками отличия в труде в настоящем Законе понимаются награды, в том числе почетные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), учрежденные за заслуги и достижения в труде органами государственной власти и иными государственными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральными органами общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующими (участвовавшими) в осуществлении государственных (ведомственных) функций. Перечень указанных органов определяется в порядке и на условиях, установленных Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 210 от 13 марта 2012 года утверждено Положение о порядке и условиях отнесения органов государственной власти и иных государственных органов, а также центральных органов общественных объединений и организаций к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан.
Пунктом 2 приведенного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан предусмотрено, что перечень ведомственных знаков отличия в труде государственных органов и организаций, отнесенных к перечню, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, определяется Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Во исполнение данного постановления приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан N 481 от 29 июня 2012 года утвержден Перечень ведомственных знаков отличия в труде государственных органов и организаций, отнесенных к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан. Данным Перечнем, в том числе, предусмотрен знак "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км" и "За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км" Министерства путей сообщения СССР.
Из материалов дела следует, что 23 января 1981 года истец был принят на работу в Локомотивное депо г. Казани Горьковской железной дороги на должность помощника машиниста дизель-поезда, в дальнейшем он был переведен на должность помощника машиниста дизельпоезда, затем на должность машиниста дизель-поезда, помощника машиниста электросекций, машиниста электросекций, машиниста-инструктора локомотивных бригад, контролера-ревизора пассажирских поездов. После поступления на работу в Локомотивное депо г. Казани Горьковской железной дороги истец всю свою трудовую деятельность осуществлял в железнодорожной отрасли. Согласно записям в трудовой книжке истца после его поступления на работу в Локомотивное депо г. Казани оно было переименовано в Казанское структурное подразделение по организации пригородных перевозок (приказ N 168/Н от 25 июня 1998 года), в дальнейшем Казанское структурное подразделение по организации пригородных перевозок было переименовано в Казанскую Дирекцию по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении (приказ N 574/Н от 23 октября 2000 года). В период трудовой деятельности истца имело место приватизация ФГУП "Горьковская железная дорога" Министерства путей сообщения РФ путем внесения в уставной капитал ОАО "Российские железные дороги".
Приказом заместителя начальника Департамента локомотивного хозяйства ОАО "Российские железные дороги" N 13 от 22 июля 2004 года истец в числе других сотрудников за гарантированное обеспечение безопасности движения поездов, безупречное выполнение обязанностей и проявленную инициативу награжден знаком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км".
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что знак, которым был награжден истец, следует учитывать в качестве ведомственного знака отличия в труде, так как он был учрежден за многолетнюю и плодотворную работу для работников железнодорожного транспорта в системе министерства путей сообщения, и реформа железнодорожного транспорта путем приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта и создания единого хозяйствующего субъекта ОАО "Российские железные дороги" не должна ущемлять права и законные интересы истца на получение социальных гарантий, предоставленных лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции, в том числе со ссылкой на то, что Департамент локомотивного хозяйства ОАО "Российские железные дороги", которым истец награжден вышеуказанным знаком, не относится к органам государственной власти и не участвует в осуществлении государственных функций, не могут повлечь за собой отмену принятого решения.
В соответствии с Положением о нагрудных значках "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км" и "За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км", утвержденным приказом Министерства путей сообщения СССР N 29Ц от 18 июля 1985 года, награждение этими значками производится приказом по Главному управлению локомотивного хозяйства по представлению начальника железной дороги. Министерством путей сообщения Российской Федерации данный приказ был включен в перечень действующих на основании приказа N 5Ц от 11 апреля 1995 года.
Правовой смысл подпункта 2 пункта первого статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Содержащийся в жалобе довод о том, что к моменту награждения А.Ю.Сорвина знаком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000км" Министерство путей сообщения Российской Федерации было упразднено, а федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта на тот момент являлось Министерство транспорта Российской Федерации также не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения, поскольку вышеупомянутый приказ о введении данного нагрудного значка последним из числа действующих исключен не был.
Ссылку в апелляционной жалобе на то, что решение о присвоении звания "Ветеран труда" принимается в десятидневный срок со дня представления необходимых документов, тогда как в оспариваемом решении указано о трехдневном сроке, Судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу статьи 5 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" уполномоченный орган в трехдневный срок оформляет удостоверение "Ветеран труда" единого образца.
В целом доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют правовую позицию, высказанную им в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 199, 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 12 декабря 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.