Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,
судей Э.Р. Сайдашевой, Р.Г. Гаязова,
с участием прокурора И.А.Золина,
при секретаре Р.Ф. Абрарове
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционной жалобе В.Б. Тибакина на решение Приволжского районного суда города Казани от 8 октября 2013 года, которым постановлено:
заявление начальника Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N ... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" Р.Р. Фаррахова об установлении административного надзора в отношении осужденного В.Б. Тибакина удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении В.Б. Тибакина , "дата" , проживающего по адресу: "адрес" , на срок погашения судимости по приговору Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 25 июня 2010 года. Срок исчислять с момента постановки осужденного на учет в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установить ограничение в виде явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установить ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, в период с 22 часов до 6 часов, за исключением трудовой деятельности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора И.А. Золина, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
начальник Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N ... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" (далее - ФКУ ИК- ... УФСИН России по Республике Татарстан) обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении осужденного В.Б. Тибакина
В обоснование требований указал, что 31 января 2014 года В.Б. Тибакин освобождается из ФКУ ИК- ... УФСИН России по Республике Татарстан, имеет непогашенную судимость за совершение преступления при опасном рецидиве.
Просил суд установить в отношении В.Б. Тибакина административный надзор на срок погашения судимости и административные ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 23 часов до 6 часов, запрещения выезда за установленные судом пределы территории, обязательную явку 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК- ... УФСИН России по Республике Татарстан требование поддержал.
В.Б. Тибакин не возражал против удовлетворения заявления.
Суд вынес решение о частичном удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе В.Б. Тибакин выражает несогласие с решением суда в части установления срока административного надзора и просит решение суда в этой части изменить. Указывает, что с учетом характеризующих его данных, того обстоятельства, что он не является злостным нарушителем, административный надзор в силу статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в отношении него должен быть установлен на срок до трех лет. Также считает, что решением незаконно ограничиваются его права и свободы, в связи с этим просит исключить из решения ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, в период с 22 часов до 6 часов.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон) в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Согласно частям 1 и 2 статьи 4 Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Из материалов дела следует, что приговором Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 25 июня 2010 года, с учетом внесенных изменений, В.Б. Тибакин осужден к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
31 января 2014 года В.Б. Тибакин освобождается из ФКУ ИК- ... УФСИН России по Республике Татарстан, имеет непогашенную судимость за совершение преступления при опасном рецидиве.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в целях предупреждения совершения новых преступлений и других правонарушений, оказания на В.Б. Тибакина индивидуального профилактического воздействия для дальнейшей защиты государственных и общественных интересов, необходимо установить в отношении него административный надзор, определив административные ограничения с учетом обстоятельств дела и личности В.Б. Тибакина.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с указанным федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным федеральным законом.
Административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что с учетом характеризующих В.Б. Тибакина данных административный надзор в отношении него должен быть установлен на срок до трех лет, основаны на неверном толковании положений Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Наличие либо отсутствие дисциплинарных взысканий, а также характеристика лица, отбывающего наказание, в данном случае не имеют правового значения для решения вопроса о сроке установлении административного надзора.
Доводы апелляционной жалобы В.Б. Тибакина о незаконном ограничении его прав и свобод также отклоняются.
Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не устанавливает и не отягчает ответственность за ранее совершенные преступления или правонарушения. Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 указанного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" вступил в силу, не соответствующим Конституции Российской Федерации не признавался.
Как следует из положений статьи 2 названного Федерального закона, устанавливаемые им ограничения прав и свобод человека соответствуют целям, указанным в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, В.Б. Тибакин не лишен возможности в случае добросовестного соблюдения административных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по истечении половины установленного судом срока административного надзора.
С учетом изложенного судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании, оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани от 8 октября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу В.Б. Тибакина - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.