Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Г.А. Романовой,
судей А.С. Гильманова и А.И. Мирсаяпова,
при секретаре судебного заседания А.В. Егорове,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.С. Гильманова гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан И.Я. Зиангировой на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 9 декабря 2013 года, которым постановлено:
иск Зиннурова Р.Р. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Отделу социальной защиты Кировского района г.Казани о признании права на присвоение звания "Ветеран труда" удовлетворить
Признать незаконным отказ Министерства труда, занятости социальной защиты Республики Татарстан в присвоении Зиннурову Р.Р. звания "Ветеран труда"
Признать право Зиннурова Р.Р. на присвоение звания "Ветеран труда".
Обязать Министерство труда, занятости "данные изъяты" выдать Зиннурову Р.Р. удостоверение "Ветерана труда" единого образца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Р.Р. Зиннурова, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зиннуров P.P. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - МТЗ СЗ РТ), Отделу социальной защиты Кировского района города Казани (далее - Отдел социальной защиты) о признании права на присвоение звания "Ветеран труда".
В обоснование заявления истец указал, что приказом "данные изъяты" от 22 июля 2004 года награжден знаком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км", ему выдано соответствующее удостоверение, запись о награждении внесена в трудовую книжку.
В октябре 2013 года истец обратился в Отдел социальной защиты МТЗ СЗ РТ по Кировскому району города Казани с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда"
Письмом от 13 ноября 2013 года ... истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с отсутствием оснований, определенных Законом РТ от 30 июня 2011 года N33-3PT "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда"
Истец находит подобное обоснование отказа незаконным, указывая, что согласно статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", ветеранами являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, в соответствии со статьей 5 Закона РТ от 8 декабря 2004 года N63-3PT "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" ветеранам труда, пенсия которым назначена в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", предоставляются меры социальной поддержки.
Аналогичное положение содержится и в подпункте 1 пункта 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N33-3PT "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда"
Во исполнение указанного закона РТ Постановлением Кабинета Министров РТ от 3 марта 2012 года N 210 утверждено Положение о порядке и условиях отнесения органов государственной власти и государственных органов, а также центральных органов обществе объединений и организаций к перечню органов государственной влас иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан; перечень органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, России. Федерации, центральных органов общественных объединений организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан.
Истец полагает, что названый закон РТ не изменил основания и noрядок присвоения звания "Ветеран труда", предусмотренный Федеральным законом N5-ВЗ от 12 января 1995 года, где определены категории лиц, которые могут претендовать на это звание.
Истец полагает, что врученная ему награда является ведомственным знаком отличия в труде, указывая, что все время реорганизации отделений железной дороги продолжал работать в качестве машиниста
Ссылаясь на изложенное, истец полагает, что вручение ему знака "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км" является основанием присвоения ему звания "Ветеран труда" и просит признать отказ в присвоении ему звания "Ветеран труда" незаконным, признать решение об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, признать за ним право на присвоение звания "Ветеран труда" с выдачей соответствующего удостоверения.
В судебном заседании истец подержал заявленные исковые требования.
Представитель МТЗ СЗ РТ в суд не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление приобщено к делу).
Представитель отдела социальной защиты извещен надлежащим образом, также в судебное заседание не явился.
Судом иск удовлетворен и вынесено решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - И.Я.Зиангировой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, противоречащего нормам материального права. В обоснование апелляционной жалобы указано, что основанием присвоения статуса "Ветеран труда" является наличие у лица государственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, при этом согласно Закону Республики Татарстан "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" ведомственными знаками отличия в труде являются почетные грамоты, нагрудные и почетные знаки, учрежденные за заслуги и достижения в труде органами государственной власти и иными государственными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации и другими органами, при этом Министерство транспорта Российской Федерации, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере железнодорожного транспорта, обладает правом на учреждение знаков отличия и ведомственных наград и награждение ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности. На момент награждения истца значком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км" приказом "данные изъяты" было упразднено, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта на тот момент было Министерство транспорта. При этом удостоверение, выданное истцу к значку, заверено печатью "данные изъяты" , являющегося коммерческой организацией, не осуществляющей каких-либо функций государственного управления. Исходя из этого, полагает, что награждение Р.Р. Зиннурова знаком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км" не влечет за собой право истца на присвоение звания "Ветеран труда", так как не является знаком отличия в труде.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец с доводами апелляционной жалобы ответчика не согласился, полагая, что они являются необоснованными.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
В силу части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
9 июня 2011 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
Как следует из статьи 1 названного Закона Республики Татарстан, звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Под ведомственными знаками отличия в труде в настоящем Законе понимаются награды, в том числе почетные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), учрежденные за заслуги и достижения в труде органами государственной власти и иными государственными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральными органами общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующими (участвовавшими) в осуществлении государственных (ведомственных) функций. Перечень указанных органов определяется в порядке и на условиях, установленных Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 210 от 13 марта 2012 года утверждено Положение о порядке и условиях отнесения органов государственной власти и иных государственных органов, а также центральных органов общественных объединений и организаций к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан.
Пунктом 2 приведенного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан предусмотрено, что перечень ведомственных знаков отличия в труде государственных органов и организаций, отнесенных к перечню, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, определяется Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Во исполнение данного постановления приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан N 481 от 29 июня 2012 года утвержден Перечень ведомственных знаков отличия в труде государственных органов и организаций, отнесенных к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан. Данным Перечнем, в том числе, предусмотрен знак "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км" Министерства путей сообщения СССР.
Судом установлено, что приказом "данные изъяты" от 22 июля 2004 года истец награжден знаком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км", истцу выдано соответствующее удостоверение, запись о награждении внесена в трудовую книжку
В Приказе МТЗ СЗ РТ от 29 июня 2012 N 481 "Об утверждении перечня ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания Ветеран труда" в Республике Татарстан" содержатся ссылки на значок "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км" Министерства путей сообщения СССР и "За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км" Министерства путей сообщения СССР.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что знак, которым был награжден истец, следует учитывать в качестве ведомственного знака отличия в труде, так как он был учрежден за многолетнюю и плодотворную работу для работников железнодорожного транспорта в системе министерства путей сообщения, и реформа железнодорожного транспорта путем приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта и создания единого хозяйствующего субъекта "данные изъяты" не должна ущемлять права и законные интересы истца на получение социальных гарантий, предоставленных лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции, в том числе со ссылкой на то, что "данные изъяты" , которым истец награжден вышеуказанным знаком, не относится к органам государственной власти и не участвует в осуществлении государственных функций, не могут повлечь за собой отмену принятого решения.
В соответствии с имеющимся в деле Положением о нагрудных значках "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км" и "За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км", утвержденным приказом Министерства путей сообщения СССР N 29Ц от 18 июля 1985 года, награждение этими значками производится приказом "данные изъяты" . Министерством путей сообщения Российской Федерации данный приказ был включен в перечень действующих на основании приказа N 5Ц от 11 апреля 1995 года.
Правовой смысл подпункта 2 пункта первого статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Содержащийся в жалобе довод о том, что к моменту награждения истца знаком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км" Министерство путей сообщения Российской Федерации было упразднено, а федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта на тот момент являлось Министерство транспорта Российской Федерации также не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения, поскольку вышеупомянутый приказ о введении данного нагрудного значка последним из числа действующих исключен не был.
В целом доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют правовую позицию, высказанную им в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 9 декабря 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан И.Я. Зиангировой - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.