Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Э.С. Каминского,
судей Б.Г. Абдуллаева, Э.Р. Сайдашевой
при секретаре судебного заседания Л.Р. Якуповой
с участием прокурора Н.Р. Галлеева
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Э.С. Каминского гражданское дело по апелляционной жалобе представителя А.М. Каримуллина - О.А. Курашовой на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 11 декабря 2013 г., которым постановлено:
в удовлетворении заявления А.М. Каримуллина об оспаривании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 09 июля 2012 г. N 4533 "Об утверждении планировки территории района "Аметьево" отказать.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя А.М. Каримуллина - О.А. Курашовой, поддержавшей апелляционную жалобу, представителя муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Л.З. Гараевой, возражавшей удовлетворению апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы заявителя, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.М. Каримуллин обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 09 июля 2012 г. N 4533 "Об утверждении планировки территории района "Аметьево".
В обоснование требований заявитель указал, что А.М. Каримуллин является собственником земельного участка площадью 254 квадратных метров с кадастровым номером ... расположенного по адресу: Республика Татарстан, "адрес" , который был приобретен на основании договора купли-продажи земельного участка от 02 июля 2012 г. с целью возведения жилого дома.
В границах земельного участка был расположен жилой дом, состоящий из бревенчатого жилого строения и пристроя, общей площадью 75,9 квадратных метров, двух сараев, которые снесены заявителем после заключения договора купли-продажи.
Первоначально земельный участок с кадастровым номером ... предоставлен в собственность А.М. Тукиевой, и приобретен ею на основании договора купли - продажи земельного участка N 14480 от 11 августа 2011 г., заключенного с муниципальным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", с разрешенным использованием (целевым назначением) - под жилой дом и прилегающую территорию, то есть находился в зоне индивидуальной жилой застройки и не имел красных линий.
С целью оформления разрешительной документации на строительство нового объекта А.М. Каримуллин обратился в муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" с заявлением о предоставлении топографической съемки земельного участка с кадастровым номером ...
Из полученной топографической съемки заявителю стало известно, что через участок проходят две красные линии. Как следует из письма муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" от 27 сентября 2013 г. N 23-22-12989, в соответствии с Проектом планировки территории района "Аметьево", утвержденным Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 09 июля 2012 г. N 4533, земельный участок с кадастровым номером ... частично расположен в границах красных линий пешеходной улицы Аметьевская, являющихся коммуникационным коридором, предназначенным для прокладки запроектированного водовода 2d-300 и полностью расположен в зоне планируемого размещения общественно-деловой зоны.
По проекту планировки территории района "Аметьево" в соответствии с постановлением Мэра г. Казани от 17 ноября 2011 г. назначены и проведены публичные слушания. Постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 09 июля 2012 г. N 4533 "Об утверждении проекта планировки территории района "Аметьево" было опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани от 16 августа 2012 г. N 31(161).
Заявитель считает, что постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 09 июля 2012 г. N4533 "Об утверждении проекта планировки территории района "Аметьево" в части определения красных линий, ограничивающих зону прокладки запроектированного водовода 2d-300 на земельном участке с кадастровым номером 16:50:011322:53, принадлежащем заявителю на праве собственности, незаконно, поскольку принято без учета целевого назначения земельного участка (под жилой дом и прилегающую территорию), разрешенного вида использования и фактического использования земельного участка и нарушает его права и законные интересы.
В связи с изложенным просил суд признать постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 09 июля 2012 г. N 4533 "Об утверждении проекта планировки территории района "Аметьево" в части утверждения красных линий, ограничивающих зону коммуникационного коридора, предназначенного для прокладки запроектированного водовода 2d-300, в границах земельного участка с кадастровым номером ... , не соответствующим требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и недействующим.
А.М. Каримуллин в судебное заседание суда первой инстанции не явился, обеспечил явку представителя.
Представитель заявителя О.А. Курашова в судебном заседании в суде первой инстанции заявленные требования поддержала.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Ю.П. Биктимирова с заявленными требованиями не согласилась.
Районным судом постановлено решение в вышеприведенной формулировке, в удовлетворении заявления А.М. Каримуллина отказано.
Представитель А.М. Каримуллина - О.А. Курашова не согласилась с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене решения суда, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы подателем выражается несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что процедура, установленная действующим градостроительным законодательством по разработке, утверждению и опубликованию документации по планировке территории Исполнительным комитетом г. Казани, соблюдена, нарушений прав заявителя судом не установлено.
При этом указывает, что судом первой инстанции не дана оценка доводам заявителя о нарушении оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя ввиду того, что приложения к оспариваемому постановлению опубликованы в масштабе, не позволяющем соотнести расположение красных линий с расположенными в границах территории "Аметьево" земельными участками, что не может считаться официальным опубликованием нормативного правового акта в данной части.
Судом не дана оценка доводам заявителя в части нарушения его прав установлением красных линий, определяющих границы мест общего пользования, по земельному участку, находящемуся в частной собственности заявителя, при этом не принято во внимание отсутствие возможности свободного и беспрепятственного доступа иных граждан для нахождения на земельном участке, не занятом какими - либо объектами капитального строительства. То есть судом первой инстанции не принято во внимание, что территория земельного участка всегда была застроена и огорожена, не являлась частью пешеходной улицы Аметьевская.
Таким образом, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани не вправе устанавливать границы земель общего пользования, являющихся собственностью муниципального образования, путем установления красных линий по земельному участку, являющемуся частной собственностью заявителя.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель А.М. Каримуллина - О.А. Курашова апелляционную жалобу поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Представитель муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Л.З. Гараева апелляционной жалобе возражала, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани в судебное заседание в суд апелляционной инстанции представителя не направил, судом должным образом о времени и месте рассмотрения дела извещался.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя А.М. Каримуллина - О.А. Курашовой, представителя муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Л.З. Гараевой, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Судом по делу установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 02 июля 2012 г. А.М. Каримуллин является собственником земельного участка площадью 254 квадратных метров с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес"
Из пояснений представителя заявителя следует, что в границах земельного участка был расположен жилой дом, состоящий из бревенчатого жилого строения и пристроя, общей площадью 75,9 квадратных метров, двух сараев, которые снесены заявителем после заключения договора купли-продажи.
Первоначально земельный участок с кадастровым номером ... был предоставлен в собственность А.М. Тукиевой, и приобретен ею на основании договора купли-продажи земельного участка N 14480 от 11 августа 2011 г., заключенного с муниципальным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" с разрешенным использованием (целевым назначением) - под жилой дом и прилегающую территорию, то есть находился в зоне индивидуальной жилой застройки, и не имел красных линий.
С целью оформления разрешительной документации на строительство нового объекта заявитель обратился в муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" с заявлением о предоставлении топографической съемки земельного участка с кадастровым номером ... Из полученной топографической съемки заявителю стало известно, что через участок проходят две красные линии.
В соответствии с проектом планировки территории района "Аметьево", утвержденным постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 09 июля 2012 г. N 4533, земельный участок с кадастровым номером ... частично расположен в границах красных линий пешеходной улицы Аметьевская, являющихся коммуникационным коридором, предназначенным для прокладки запроектированного водовода 2d-300 и полностью расположен в зоне планируемого размещения общественно-деловой зоны.
Постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 09 июля 2012 г. N 4533 "Об утверждении проекта планировки территории района "Аметьево" опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г.Казани от 16 августа 2012 г. N 31(161).
Разрешая возникший спор и оценивая представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления А.М. Каримуллина об оспаривании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 09 июля 2012 г. N 4533 "Об утверждении планировки территории района "Аметьево".
Доводы апелляционной жалобы представителя заявителя Судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку он по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, он не опровергают выводов суда, а повторяют его правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон могут устанавливаться, наряду с прочим, по красным линиям.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления городского округа, определены статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
В соответствии с пунктом 26 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 17 декабря 2005 г. N 3-5, к вопросам местного значения города Казани относятся утверждение генерального плана города Казани, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана города Казани документации по планировке территории.
Из пояснений представителя заинтересованного лица следует, что в данном случае красные линии установлены для проезда (спуска) к Аметьевской магистрали. Разработка документации по планировки территории осуществляется на основании Генерального плана г. Казани, действующих санитарных норм и правил, определяющих требования к разработке документации по планировки территории.
В соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Порядок проведения публичных слушаний определен решением Казанской городской Думы от 08 июня 2006 г. N 7-9 "О порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Казани".
Постановлением Мэра г. Казани от 17 ноября 2011 г. N 440 назначены публичные слушания по проекту планировки территории района "Аметьево". Указанное постановление опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани от 24 ноября 2011 г. N 46.
Частью 9 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
В соответствии с частью 11 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Согласно части 10 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Заключение по результатам публичных слушаний по проекту планировки "Аметьево" опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани от 30 декабря 2011 г. N 52.
В соответствии с частью 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Согласно частям 15, 16, 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации муниципального района, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения.
Глава местной администрации обеспечивает опубликование указанной в части 15 настоящей статьи документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что процедура, установленная действующим градостроительным законодательством по разработке, утверждению и опубликованию документации по планировке территории Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани соблюдена, нарушений прав заявителя судом не установлено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, а поэтому оснований к отмене решения суда в апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1- 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 11 декабря 2013 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя А.М. Каримуллина - О.А. Курашовой - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.