Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Н.А. Губаевой,
судей Г.А. Сахиповой и Р.Р. Насибуллина,
при секретаре судебного заседания Л.М. Назмутдиновой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 октября 2013 года, которым постановлено:
заявление удовлетворить частично, признать незаконным с момента вынесения настоящего решения ответ от 20 июня 2013 года ... Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" и обязать устранить допущенное нарушение, для чего организовать производство медико-социальной экспертизы (по документам) по определению причины инвалидности инвалиду "данные изъяты" группы ФИО , родившемуся в "дата" и умершему "дата" , - в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, либо в вследствие военной травмы, либо по иным основаниям.
Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным установления причины инвалидности ФИО как заболевание, полученное в период прохождения военной службы, что указано в справке серии ... от 01 июня 1979 года, выданной после прохождения освидетельствования с 18 мая по 01 июня 1979 года в "данные изъяты" .
Проверив материалы дела, заслушав представителя Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" Н.С. Федосееву, поддержавшую апелляционную жалобу, а также возражения З.С. Власовой и ее представителя В.В. Попова, возражавших удовлетворению апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
З.С. Власова обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" (далее - ФКУ "Главное бюро МСЭ по Республике Татарстан") о признании решения незаконным, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, указав в обоснование, что она является вдовой ФИО , участника Великой Отечественной войны и инвалида "данные изъяты" группы, умершего "дата" года. Весной 2013 года подала в отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республике Татарстан в Вахитовском района города Казани заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации, гарантированной в отношении членов семьи умершего инвалида Великой Отечественной войны, на осно-вании Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", однако ее требование было отклонено ввиду того, что представленная справка об инвалидности, выданная ФИО при жизни в 1979 году, определяет причину инвалидности как заболевание, полученное в период прохождения военной службы, и данное обстоятельство исключает возможность выплаты ей испрашиваемой ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной в отношении членов семьи инвалида вследствие военной травмы, то есть заболевания, связанного с боевыми действиями в период Великой отечественной войны. В этой связи, следуя полученной рекомендации, она обратилась с заявлением в ФКУ "Главное бюро МСЭ по Республике Татарстан" по вопросу изменения причины установления инвалидности ее умершему супругу, однако письмом от 20 июня 2013 года ... о недопустимости внесения изменений в справки об установлении инвалидности умерших граждан.
Не согласившись с позицией ответчика и утверждая, что при выдаче ее супругу в 1979 году справки об инвалидности была допущена формулировке причины инвалидности, поскольку ФИО в период Великой Отечественной войны служил в составе Вооруженных сил СССР и принимал участие в боевых действиях, в которых получил "данные изъяты" , проходил лечение и последующую реабилитацию в военном госпитале, заявитель просила признать ответ ФКУ "Главное бюро МСЭ по Республике Татарстан" от 20 июня 2013 года ... незаконным и возложить на него обязанность устранить допущенное нарушение.
Также заявитель просила суд признать установление причины инвалидности ФИО как заболевание, полученное в период прохождения военной службы, по справке серии ... от 01 июня 1979 года, выданной по итогам освидетельствования с 18 мая по 01 июня 1979 года в "данные изъяты" , незаконным.
Представитель заинтересованного лица Н.С. Федосеева с заявленными требованиями не согласилась.
Суд постановил решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда отменить в части удовлетворения заявленных требований и принять в этой части новое решение об их отклонении, указывая, что изменение причин инвалидности согласно действующему законодательству носит заявительный характер, а субъектом реализации этого права является исключительно сам инвалид.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Н.С. Федосеева апелляционную жалобу поддержала по содержащимся в ней доводам; заявитель и ее представитель В.В. Попов удовлетворению апелляционной жалобы возражали.
Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (третье лицо) в судебное заседание не явился, о времени, месте рассмотрения дела уведомлен, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем Судебной коллегией определено о рассмотрении дела без его участия.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность, обоснованность решения суда в соответствии с правилами части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия оснований к его отмене или изменению не находит.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида).
В силу пункта 1 части 11 той же статьи данного Федерального закона, членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом.
Таким образом, реализация истцом, достигшей возраста "данные изъяты" и являющейся инвалидом "данные изъяты" группы "данные изъяты" , права на предусмотренные Федеральным законом от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ права на ежемесячные денежные компенсации в качестве члена семьи умершего инвалида вследствие военной травмы обусловлена установлением наличия у умершего ФИО инвалидности по причине военная травма.
В силу положений части 2 статьи 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ (в редакции от 01 июля 2011 года) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или за-болевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
При этом инвалидностью вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Содержание понятия "инвалиды вследствие военной травмы" раскрывается в статье 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В силу пункта "а" статьи 21 вышеуказанного Федерального закона инвалидами вследствие военной травмы являются лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг.
Это нормоположение согласуется и с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ, предусматривающей, исходя из которой к военной травме относятся увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученные военнослужащим или гражданами, призванными на военную службу, при исполнении обязанностей военной службы.
Из материалов дела усматривается, что З.С. Власова является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО , умершего "дата" года.
При жизни ФИО признан инвалидом "данные изъяты" группы (без переосвидетельствования) в связи с заболеванием, связанным с прохождением военной службы, о чем имеется справка серии ... от 01 июня 1979 года, выданная по итогам освидетельствования в "данные изъяты" с 18 мая по 01 июня 1979 года.
Установлено, что ФИО с 23 июня 1941 года по 05 марта 1947 года проходил военную службу в Вооруженных силах СССР на должностях рядового, сержантского состава, был награжден медалями "За отвагу", "За боевые заслуги", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", при этом с 09 по 20 ноября 1944 года находился на излечении в военном госпитале с диагнозом "данные изъяты"
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в деле доказательствами и сторонами не отрицаются.
З.С. Власова также является участником Великой Отечественной войны и инвалидом "данные изъяты" группы "данные изъяты" по общему заболеванию, состояла при этом в зарегистрированном браке с ФИО с "дата" года и по "дата" года (по день его смерти).
На заявление З.С. Власовой от 29 мая 2013 года письмом от 20 июня 2013 года за ... ФКУ "Главное бюро МСЭ по Республике Татарстан" разъяснено, что, поскольку установление ФИО инвалидности, как и определение ее причины произведено по результатам освидетельствования, проведенного в "данные изъяты" с 18 мая по 01 июня 1979 года, соответственно, указанные выводы могли быть обжалованы лишь освидетельствованным лицом, то есть самим ФИО .
Установив эти обстоятельства, проанализировав действовавшее на дату освидетельствования с 18 мая по 01 июня 1979 законодательство и учитывая, что имеются доказательства получения ФИО ранения при исполнении обязанностей военной службы в годы Великой Отечественной войны, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности ответа от 20 июня 2013 года ... , полученного заявителем от ФКУ "Главное бюро МСЭ по Республике Татарстан", и постановил соответствующее решение, возложив также на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенное нарушение путем организации производства медико-социальной экспертизы (по документам) в целях определения причины инвалидности ФИО , умершего "дата" года, либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, либо вследствие военной травмы, либо по иным основаниям.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции.
Согласно подпункту "ж" пункта 5 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 года ... , именно бюро медико-социальной экспертизы определяет причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.
Подпунктом "з" того же пункта вышеуказанного Порядка бюро медико-соци-альной экспертизы уполномочены устанавливать в случае проведения медико-соци-альной экспертизы факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности.
Из вышеприведенных положений Порядка, допускающих установление причин смерти лиц, как имевших на момент смерти группу инвалидность, так и лишь пострадавших в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, при условии, что действующим законодательством семье такого умершего предусмотрено предоставление мер социальной поддержки, также следует возможность проведения медико-социальной экспертизы (по имеющимся документам) в целях определения причины инвалидности умершего лица, если от разрешения данного вопроса поставлена в зависимость реализация членами семьи такого умершего права на соответствующие меры социальной поддержки.
Следует учесть, что в настоящее время З.С. Власова лишена возможности в ином порядке защитить свои права, поскольку именно к компетенции федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы отнесено определение причинно-следственной связи между полученной ФИО в период военной службы травмой и установленной ему инвалидностью, то есть факта, от наличия которого зависит возможность реализации права на получение ежемесячной денежной компенсации, предоставленного Федеральным законом от 07 ноября 2011 года N306-ФЗ членам семей умерших инвалидов Великой Отечественной войны.
По приведенным мотивам отклоняются доводы ФКУ "Главное бюро МСЭ по Республике Татарстан" в апелляционной жалобе, сводящиеся к утверждению об отсутствии у заявителя права на постановку такого вопроса.
Решение суда в части, в которой отклонено заявление З.С. Власовой об оспаривании результатов медицинского освидетельствования в "данные изъяты" , оформленных в справке серии ... от 01 июня 1979 года, по вопросу установления ФИО инвалидности и определения ее причины, не является предметом апелляционного обжалования, в связи с чем, исходя из закрепленных в части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пределов апелляционного рассмотрения, Судебной коллегией не проверяется.
При установленных данных Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон и представленные ими доказательства надлежаще исследованы и оценены, по делу постановлено не противоречащее материальному, процессуальному законам решение.
Руководствуясь статьями 199, 328 (пункт 1), 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 октября 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социаль-ной экспертизы по Республике Татарстан" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.