Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Н.А.Губаевой,
судей А.Ш.Ахметшиной, Г.А.Сахиповой,
при секретаре Д.Р.Бадегутдинове
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и города Азнакаево Республики Татарстан на решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 24 декабря 2013 года, которым постановлено:
Иск М.М.Сейфиева к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и города Азнакаево Республики Татарстан о включении периодов работы в трудовой стаж и перерасчете назначенной пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и города Азнакаево Республики Татарстан включить в трудовой стаж период работы М.М.Сейфиева в колхозе им.Ленина Кокпектинского района Семипалатинской области Республики Казахстан с 1964 года по 1967 год включительно, всего 4 года как полные календарные годы и произвести перерасчет трудовой пенсии по старости М.М.Сейфиеву со дня назначения пенсии по старости, то есть с 03 мая 2011 года.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и города Азнакаево Республики Татарстан - Э.И.Рахимзяновой, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М.М.Сейфиев обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и города Азнакаево Республики Татарстан (далее УПФ) о включении периодов работы в трудовой стаж.
В обоснование требований указывается, что ответчиком при перерасчете размера его пенсии по старости неправильно учтены периоды работы в колхозе имени Ленина Кокпектинского района Семипалатинской области Республики Казахстан в 1964 - 1967, 1995 годах. В трудовой стаж включены только периоды с 15 апреля 1964 года по 15 августа 1964 года, с 15 августа 1965 года по 21 августа 1965 года, с 14 мая 1966 года по 15 августа 1966 года, с 15 июля 1967 года по 15 августа 1967 года. Кроме того, определенный период работы в 1995 году при назначении пенсии остался не учтенным.
Уточнив в ходе судебного разбирательства по делу заявленные требования, истец просил суд включить периоды его работы с 1964 года по 12 апреля 1995 год в трудовой стаж и возложить на ответчика обязанность по перерасчету назначенной пенсии.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на принятие решения без учета фактических обстоятельств, подтверждающих работу истца в колхозе в период школьных летних каникул как учащегося общеобразовательного учебного заведения, что исключает возможность применения по отношении к нему правил подсчета страхового стажа при назначении трудовой пенсии как к членам колхоза.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Остальные лица в судебное заседание не явились, о явке извещены по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, апелляционная жалоба Судебной коллегией рассмотрена в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Закон) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 13 Закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно статье 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшей до 1 января 2002 года, в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации: иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежат государственному социальному страхованию; работа (служба) военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Пунктом 46 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N555, предусмотрено, что годы, в течение которых гражданин является членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы.
Как следует из материалов дела, М.М.Сейфиев с 3 мая 2011 года является получателем трудовой пенсии по старости, при перерасчете которой ряд периодов его работы в колхозе имени Ленина Кокпектинского района Семипалатинской области Республики Казахстан в 1964 - 1967, 1995 годах ответчиком не учтены.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о включении в его трудовой стаж периодов работы с 1964 года по 1967 год включительно, как полные календарные годы, возложив на ответчика обязанность по перерасчету пенсии со дня ее назначения, указав, что ограничение возможности зачета периода работы в стаж в зависимости от возраста заявителя Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не было предусмотрено.
Вместе с тем, с такими выводами суда согласиться нельзя.
Как следует из материалов дела, в представленных М.М.Сейфиевым трудовой книжке и вкладыше к нему записи об оспариваемых периодах работы за 1964-1967 годы внесены без ссылок на соответствующие источники, в связи с чем, пенсионным органом была истребована Архивная справка, согласно которой он работал в колхозе имени Ленина Кокпектинского района Семипалатинской области Казахстана в 1964 году - июнь-август, 1965 году - август, 1966 году - июнь-август, 1967 году - август.
При этом, М.М.Сейфиев, 3 мая 1951 года рождения, в период с 1964 года по 1967 год, будучи в возрасте 13-15 лет, являлся учащимся общеобразовательной школы, а трудовая книжка ему была заведена лишь 25 августа 1968 года, следовательно, он не являлся и в силу возраста не мог быть членом колхоза, либо работать в колхозе по трудовому договору.
Согласно пункту 7 Примерного Устава сельскохозяйственной артели, утвержденного 17 февраля 1935 года СНК и ЦИК ВКП(б), а также пункту 3 Примерного Устава колхоза, утвержденного Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 ноября 1969 года, членами артели могли являться лица, достигшие 16-летнего возраста.
Таким образом, работа в качестве члена колхоза могла иметь место после достижения гражданином указанного возраста и особый порядок подсчета страхового (трудового) стажа - при наличии хотя бы одного дня выхода на работу в течении года учитывается за полный год - применяется только к членам колхоза.
Принимая во внимание специфику учета работы, обусловленную членством в колхозе, при исчислении общего трудового стажа датой приема на работу может являться только дата вступления в члены колхоза, а датой увольнения - дата выбытия из членов колхоза (при наличии выходов на работу в каждом календарном году).
В связи с этим, Судебная коллегия считает обоснованными доводы пенсионного органа о том, что в спорные периоды истец не мог работать в колхозе, поскольку был несовершеннолетним и учился в школе. Поэтому, как обучающийся в общеобразовательном учреждении, он не мог быть постоянно занят в хозяйственном производстве колхоза и работал только в период летних каникул.
С учетом изложенного, к нему не могут быть в полном объеме применены вышеуказанные правила подсчета трудового стажа. Поэтому правовых оснований для включения периодов работы с 1964 года по 1967 год включительно, как полных календарных лет у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии с пунктом 4.6. Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года N 190, в тех случаях, когда в представленном документе о стаже указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указана дата месяца, то таковой считается 15 число соответствующего месяца. При этом требование о выработке установленного минимума трудодней для зачета в страховой (общий) трудовой стаж времени работы в качестве члена колхоза не применяется.
Ввиду того, что в архивной справке не указаны конкретный период работы истца в страховой стаж подлежат включению периоды с 15 числа месяца начала работы по 15 число месяца окончания.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда первой инстанции в части включения в трудовой стаж периодов работы М.М.Сейфиева с 1964 года по 1967 год включительно, как полных календарных лет, включив в трудовой стаж периоды его работы: с 15 апреля 1964 года по 15 августа 1964 года, с 15 августа 1965 года по 21 августа 1965 года, с 14 мая 1966 года по 15 августа 1966 года, с 15 июля 1967 года по 15 августа 1967 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 24 декабря 2013 года в части включения в трудовой стаж периодов работы М.М.Сейфиева в колхозе им.Ленина Кокпектинского района Семипалатинской области Республики Казахстан с 1964 года по 1967 год, как полных календарных лет, изменить, включив в трудовой стаж периоды его работы: с 15 апреля 1964 года по 15 августа 1964 года, с 15 августа 1965 года по 21 августа 1965 года, с 14 мая 1966 года по 15 августа 1966 года, с 15 июля 1967 года по 15 августа 1967 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.