Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Н.А.Губаевой,
судей А.Ш.Ахметшиной, Г.А.Сахиповой,
при секретаре Ю.А.Гордеевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Л.П.Фроловой на решение Московского районного суда г.Казани от 17 декабря 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Л.П.Фроловой к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г.Казани о признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет государственному служащему Республики Татарстан и о включении периода государственной службы в стаж - отказать полностью.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Л.П.Фроловой, представителя к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - З.Т.Дияровой, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.П.Фролова обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее МТЗиСЗ) и Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г.Казани (далее УПФ) о признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет государственному служащему Республики Татарстан и о включении периода работы в стаж государственной службы.
В обоснование требований указывается, что 20 лет и 6 месяцев она проработала в Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г.Казани в должности начальника правового отдела, была награждена знаком отличия "почетный работник ФНС России", медалью "Ветеран труда".
29 декабря 2012 года служебный контракт был расторгнут и она уволена с государственной гражданской службы по инициативе гражданского служащего в связи с выходом на государственную пенсию.
Решением УПФ от 7 марта 2013 года ей была назначена пенсия за выслугу лет, от которой она отказалась и обратилась в МТЗ и СЗ с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет госслужащего Республики Татарстан, поскольку кроме этого она имела еще и стаж работы 13 лет 3 месяца 28 дней в Исполнительном комитете Московского районного совета народных депутатов г.Казани.
Однако, решением ответчика в назначении пенсии ей было отказано по основанию, установленному частью 2 статьи 45 Закона РТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан", поскольку государственные служащие, уволенные с государственной службы по собственной инициативе до достижения возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости, в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях Российской Федерации", имеют право на получение пенсии за выслугу лет после достижения указанного возраста либо назначения пенсии по инвалидности при условии наличия на день увольнения с государственной службы стажа государственной службы не менее 15 лет, тогда как стаж ее службы на дату увольнения 20 мая 1992 года составлял 13 лет 3 месяца 28 дней.
Полагая данное решение незаконным, дополнив в ходе судебного разбирательства по делу заявленные требования, истица просила суд его отменить, указав, что периоды замещения государственных должностей, должностей государственной гражданской службы РФ и РТ, должностей в государственных органах, Советах народных депутатов и исполнительных комитетах, в соответствии со статьей 46 Закона РТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" подлежат включению в стаж для назначения государственной пенсии за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан и при подсчете стажа гражданской службы суммируются.
Представители МТЗиСЗ и УПФ с иск не признали.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истица, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на неправильное применение и толкование судом норм закона и необоснованность выводов суда об отсутствии оснований для назначения ей государственной пенсии за выслугу лет.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истицы доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель ответчика с ними не согласился
Остальные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции и их представители, не явились.
С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия приходит к следующему.
Частями 1,2, 3 статьи 45 Закона Республики Татарстан "О государственной службе Республики Татарстан" (далее - Закона) предусмотрено:
Государственные служащие, замещающие должности государственной службы в соответствии с настоящим Законом, имеют право на получение государственной пенсии за выслугу лет (далее - пенсия за выслугу лет) при условии:
1) наличия стажа государственной службы не менее 15 лет;
2) прекращения (увольнения, освобождения от замещаемой должности) государственной службы в связи с:
а) ликвидацией государственного органа или сокращением должности государственной службы;
б) выходом на трудовую пенсию по старости (инвалидности);
в) достижением государственным служащим предельного возраста пребывания на государственной службе;
г) несоответствием государственного служащего замещаемой должности государственной службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
д) истечением установленного срока полномочий государственного служащего, замещающего должности государственной службы категории "руководители" или "помощники (советники)";
е) избранием или назначением на государственную должность, избранием на выборную должность в органе местного самоуправления, избранием (делегированием) на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
ж) увольнением государственного служащего по собственной инициативе либо по соглашению сторон служебного контракта;
3) назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
2. Государственные служащие, уволенные с государственной службы в случаях, указанных в подпункте "ж" пункта 2 части 1 настоящей статьи, до достижения возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на получение пенсии за выслугу лет после достижения указанного возраста либо назначения пенсии по инвалидности при условии наличия на день увольнения с государственной службы стажа государственной службы не менее 15 лет.
Как следует из материалов дела, истица имеет совокупный стаж государственной службы 33 года 10 месяца 27 дней.
Решением Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 29 июля 2013 года N 36/309 ей было отказано в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан по мотиву отсутствия требуемого 15-летнего стажа государственной гражданской службы государственного служащего Республики Татарстан на день увольнения с государственной должности Республики Татарстан.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые истицей периоды работы включается в общую продолжительность стажа государственной службы, но для разрешения вопроса о назначении пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Республики Татарстан они не имеют правового значения, поскольку эта работа протекала после увольнения ее с государственной службы, которое произошло до достижения истицей возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях Российской Федерации". На день увольнения с государственной службы ее стаж государственной службы Республики Татарстан составлял менее 15 лет, поэтому она не приобрела право на получение государственной пенсии за выслугу лет.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, как основанными на нормах закона.
Позицию истицы о достаточности выполнения таких условий для назначения государственной пенсии за выслугу лет, как наличие стажа государственной службы не менее 15 лет и пенсионного возраста, Судебная коллегия считает ошибочной. Соответственно, доводы жалобы, основанные на том, что к спорным правоотношениям не применима часть 2 статьи 45 Закона, так как увольнение с государственной службы произведено в порядке перевода, отклоняются в связи с неправильным толкованием истицей подлежащих применению норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Кодекса законов о труде Российской Федерации (действовавшего на 2001 год) перевод на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации, а также перевод на работу на другое предприятие, в учреждение, организацию либо в другую местность, хотя бы вместе с предприятием, учреждением, организацией, допускается только с согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса.
В данном случае на сложившиеся правоотношения распространяется действие части 2 статьи 45 названного Закона, поскольку увольнение в порядке перевода предполагает согласие двух работодателей и самого государственного служащего, поэтому подпадает под правовое регулирование подпункта "ж" пункта 2 части 1 статьи 45.
Анализ содержания статьей 32, 45 Закона позволяет сделать вывод, что право на пенсию за выслугу лет у лиц, уволившихся с государственной службы по собственной инициативе или по соглашению сторон, возникает, если на день увольнения с последней должности государственной гражданской службы Республики Татарстан они имели 15-летний стаж государственной службы, исчисленный по правилам статьи 32 Закона. В случае если указанный 15-летний стаж на день увольнения отсутствует, дальнейшее его приобретение за счет иных периодов работы, в том числе федеральной государственной службы или муниципальной службы, не дает этому лицу права на получение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан.
На основании вышеизложенного, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение основано на анализе законодательства о государственной службе Республики Татарстан, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, его следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда г.Казани от 17 декабря 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.П.Фроловой - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.