Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.А. Саитгараевой,
судей О.В. Вишневской и Д.М. Насретдиновой,
при секретаре судебного заседания А.А. Глейдман,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Мамакова С.В. на решение Вахитовского районного суда г.Казани от 19 декабря 2013, которым постановлено:
в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Вишневской И.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мамаков С.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан (далее по тексту - УФСИН России по Республике Татарстан) о перерасчете пенсии и взыскании недополученной пенсии.
В обоснование своих требований истец указал, что с 1 октября 1973 года он проходил службу в войсковой части N , расположенной в г.Соликамске Пермского края, откуда уволен 4 ноября 1996 года в связи с переводом на службу в Усольское УЛИТУ на основании приказа МВД РФ от 19 сентября 1996 года N . 20 октября 2000 года истец был уволен с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста. В период службы в воинской части и в Усольском УЛИТУ ему выплачивалось денежное довольствие, а в последующем и назначенная пенсия с учетом районного коэффициента - 1,15. Однако после переезда на постоянное место жительства в г.Казань ему назначена пенсия за выслугу лет без учета ранее установленного районного коэффициента, что, по мнению истца, является незаконным. Поэтому Мамаков С.В. просил суд обязать ответчика произвести перерасчет ранее выплаченной ему пенсии за период с января 2012 года по сентябрь 2013 года с учетом указанного коэффициента, взыскать в его пользу недополученную пенсию за период с 1 января 2012 года по 30 сентября 2013 года в размере 74697 рублей, а также обязать ответчика с 1 октября 2013 года начислять ему пенсию с учетом районного коэффициента 1,15.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд в удовлетворении иска отказал и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в своей жалобе он приводит те же доводы, что и в исковом заявлении. Считает, что при исчислении размера его пенсии должен также учитываться и районный коэффициент, поскольку ранее его пенсия рассчитывалась с применением такого коэффициента, оснований для исключения которого у ответчика не имелось.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы истца не согласился, считая их необоснованными.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит, исходя из следующего.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу и службу в органах внутренних дел, регулируется Законом Российской Федерации N 4468-1 от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со статьей 48 указанного выше Закона Российской Федерации пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.
Из материалов дела следует, что в период с 1 октября 1973 года до 4 ноября 1996 года Мамаков С.В. проходил службу в войсковой части N в г.Соликамске Пермской области, откуда был уволен в связи с переводом на службу в Усольское УЛИТУ согласно приказу МВД РФ N от 19 сентября 1996 года.
С 20 октября 2000 года истец уволен в отставку в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе и направлен на постоянное место жительства в г.Казань Республики Татарстан.
На момент увольнения календарная выслуга лет Мамакова С.В. составила 30 лет 18 дней, льготная - 32 года 11 дней.
Из материалов дела также следует, что расчет размера пенсии истца производился ответчиком с учетом общей выслуги в 30 лет 18 дней, льготной выслуги - 32 года 11 дней.
В соответствии с частью первой статьи 48 Закона Российской Федерации N4468-1 от 12 февраля 1993года, в редакции, действовавшей до 1 января 2012года, пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей Пермской области был установлен Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС N 403/20-155 от 2 июля 1987 года "О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в Северных и Восточных районах Казахской ССР" в размере 1,15.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1237 от 30 декабря 2011 года, действующим с 1 января 2012 года, также установлен районный коэффициент к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, в том числе, в Пермском крае в размере 1,15.
С учетом приведенных выше норм применение районного коэффициента, установленного в Пермском крае к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, а также к денежному довольствию военнослужащих при расчете назначенной Мамакову С.В. пенсии могло производиться только в период его проживания в Пермской области. В связи с переездом на новое постоянное место жительства в г.Казань Республики Татарстан пенсия начисляется ему без учета ранее установленного районного коэффициента.
Часть вторая статьи 48 Закона Российской Федерации N4468-1 от 12 февраля 1993года, на которую ссылался истец в обоснование своих исковых требований о наличии у него права на исчисление пенсии с применением районного коэффициента при переезде в другую местность, предусматривает, что размер пенсии, исчисленной с применением соответствующего районного коэффициента, сохраняется за пенсионерами, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, при выезде пенсионеров из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства.
Данная норма направлена на защиту граждан, длительное время проходивших военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стимулирование их переселения из указанных районов и местностей.
Аналогичное положение содержится в пункте 16.1 Постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года и дополненном Постановлении Правительства Российской Федерации N 434 от 15 апреля 1996 года, также предусматривающим сохранение выплаты пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента в случае последующего выезда гражданина, прослужившего в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях не менее 15 и 20 лет соответственно, на новое постоянное место жительства в местность, где районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих не установлен. При этом применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный в установленном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных Мамаковым С.В. исковых требований о произведении перерасчета пенсии с применением районного коэффициента и взыскании с ответчика недополученной суммы пенсии, суд правильно исходил из того, что г.Соликамск и Усольский район Пермской области, где истец проходил службу, в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР N1029 от 10 ноября 1967года, не включены, следовательно, у истца отсутствует календарная выслуга лет в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, необходимая для сохранения размера пенсии, исчисленного с учетом районного коэффициента, в порядке, установленном частью второй статьи 48 Закона Российской Федерации N4468-1 от 12 февраля 1993года.
Как правильно указал в своем решении суд первой инстанции, пунктом 10 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации N 1237 от 30 декабря 2011 года, на который также в обоснование своих требований ссылается истец, г.Соликамск и Усольский район Пермского края отнесены к местностям, в которых предусмотрено лишь льготное исчисление выслуги.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что обязательным условием для применения к пенсии районного коэффициента в соответствии с частью второй статьи 48 Закона Российской Федерации N 4468-1 от 12 февраля 1993 года является наличие у пенсионера необходимой выслуги лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которой у истца не имеется, в связи с чем правомерно отказал ему в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, постановленное судом решение не противоречат требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, вследствие чего оснований для их отмены не имеется.
В целом изложенные в апелляционной жалобе истца доводы являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г.Казани от 19 декабря 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Мамакова С.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.