Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,
судей Вишневской О.В., Насретдиновой Д.М.,
при секретаре Аймалетдиновой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишневской О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства Финансов Республики Татарстан на решение Вахитовского районного суда города Казани от 16 сентября 2013 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан организовать обеспечение Давлетшиной А.Ф. лекарственным препаратом Экулизумаб за счет средств бюджета Республики Татарстан.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Давлетшиной А.Ф. в остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя третьего лица в поддержку жалобы, представителя ответчика, поддержавшего жалобу, истицу и ее представителя, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Давлетшина А.Ф. обратилась с иском к Министерству здравоохранения Республики Татарстан (далее - МЗ РТ) об организации обеспечения ее лекарственным препаратом для лечения заболевания, относящегося к числу редких (орфанных) заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожаюших.
В обоснование указала, что в "дата" обследовалась в Гематологическом Научном Центре РАМН в "адрес" , где ей установлен диагноз: "данные изъяты" "дата" Центром рекомендована терапия препаратом "данные изъяты" как жизненно необходимая. Врачебная комиссия ГАУЗ "Городская клиническая больница N16", где она состоит на учете, сделала вывод о необходимости начала лечения препаратом "данные изъяты" по жизненным показаниям. "дата" она и ГАУЗ "Городская клиническая больница N16" обратились в МЗ РТ по вопросу льготного обеспечения Давлетшиной А.Ф. лекарственным препаратом под торговым названием "данные изъяты" . "дата" Управлением по фармации МЗ РТ сообщено, что препарат "данные изъяты" не входит в льготные Перечни лекарственных препаратов для обеспечения федеральных и региональных льготников. При этом никаких мер к исполнению рекомендаций консилиума федерального органа здравоохранения и врачебной комиссии принято не было. "дата" заместитель МЗ РТ по фармации сообщил, что она включена в регистр, но денег для обеспечения лекарственным препаратом не имеется. Приводя нормы Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", уточнив требования, просила признать действия ответчика, выразившиеся в необеспечении её жизненно необходимым препаратом "данные изъяты" незаконными, обязать ответчика организовать обеспечения её препаратом "данные изъяты" по медицинским (жизненным) показаниям за счет средств бюджета Республики Татарстан в объеме и в соответствии с рекомендациями Гемотологического Научного Центра РАМН и врачебной комиссии ГАУЗ "Городская клиническая больница N 16" на постоянной основе до полного излечения и обратить решение к немедленному исполнению.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГАУЗ "Городская клиническая больница N 16", Министерство Финансов Российской Федерации, Кабинет Министров Республики Татарстан, Министерство Финансов Республики Татарстан.
В судебном заседании истица и её представитель требования поддержали.
Представитель ответчика иск не признал.
Представители третьих лиц от Министерства Финансов Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, ГАУЗ "Городская клиническая больница N16" с иском не согласились.
Третье лицо Министерство Финансов Российской Федерации представителя не направило, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.
Суд исковые требования удовлетворил частично в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе третье лицо - Министерство Финансов Республики Татарстан просит об отмене решения суда и принятии нового об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает, что возложение на МЗ РТ обязанности по лекарственному обеспечению Давлетшиной А.Ф. исключительно за счет средств казны Республики Татарстан будет лишать возможности привлечения иных источников финансирования, предусмотренных статьей 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица жалобу поддержал, истица и представитель истицы возражали против удовлетворения жалобы, представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы согласилась.
Третьи лица Кабинет Министров Республики Татарстан, Министерство Финансов Российской Федерации, ГАУЗ "Городская клиническая больница N16" своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не представили, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В соответствии со статьей 33 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, одобренной в городе Санкт-Петербурге 29 октября 1994 года на 5-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, государства гарантируют право граждан на бесплатную медицинскую помощь в необходимых объемах, включая амбулаторно-поликлиническое обслуживание, в том числе визиты врача на дом, специализированное обслуживание в больницах, клиниках и вне стен этих учреждений; обеспечивают потребности населения в медикаментах и предметах ухода за больными, сохраняют льготный порядок обеспечения лекарственными средствами и средствами протезирования инвалидов, малоимущих, а также других категорий граждан в соответствии с национальным законодательством.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Пунктом 10 части 1 статьи 16 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 данного Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 403 утвержден порядок ведения регистра, а также Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в который включено заболевание: пароксизмальная ночная гемоглобинурия
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Давлетшина А.Ф. страдает редким (орфанным) заболеванием - пароксизмальная ночная гемоглобинурия (ПНГ). С указанным диагнозом истица состоит на учете в городском гематологическом кабинете с "дата" .
По заключению ФГБУ "Гематологический научный центр" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации истице назначена терапия препаратом "данные изъяты" К аналогичному выводу также пришла врачебная комиссия ГАУЗ "Городская клиническая больница N 16" г. Казани.
"дата" истица обратилась к Президенту Республики Татарстан с просьбой содействовать в получении назначенного ей для лечения препарата "данные изъяты"
"дата" МЗ РТ сообщило истице, что вопрос лекарственного обеспечения находится на контроле МЗ РТ, лекарственный препарат препаратом "данные изъяты" не входит в льготные Перечни лекарственных препаратов для обеспечения федеральных и региональных льготников.
Удовлетворяя требования в части возложения на ответчика обязанности по обеспечению истицы лекарственным препаратом "данные изъяты" за счет бюджета субъекта, суд первой инстанции исходил из того, что применяемая в настоящее время на практике схема организации обеспечения истицы лекарственным препаратом не несет гарантий предоставления медицинской помощи в необходимом объеме. Между тем организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень орфанных заболеваний, отнесена законодателем к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку из представленных документов следует, что обеспечение истицы лекарственным препаратом до настоящего времени происходит за счет благотворительных средств.
Возложение судом обязанности производить организацию обеспечение истицы лекарственным препаратом за счет средств бюджета Республики Татарстан является законным и обоснованным.
Пунктом 9 статьи 83 Федерального закона предусмотрено, что обеспечение граждан, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 2 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Определением Конституционного суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1054-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Кабинета Министров Республики Татарстан и Вахитовского районного суда города Казани о проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что определение Российской Федерацией полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, связанным с реализацией функций социального государства, не означает, что Российская Федерация тем самым перестает нести ответственность за состояние дел в соответствующей сфере (Постановление от 17 июня 2004 года N 12-П; определения от 27 декабря 2005 года N 502-О и от 16 ноября 2006 года N 508-О). Напротив, в случае недостаточности собственных средств для покрытия расходов на обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией в той или иной форме финансовой помощи целевого характера.
С учетом изложенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, судебная коллегия считает доводы апелляционной жалобы не состоятельными.
Судебная коллегия не усматривает нарушений норм материального права, при которых решение суда подлежало бы отмене. Отнесение обязательств обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень орфанных заболеваний к полномочиям субъектов Российской Федерации, не исключает их право на организацию обеспечения путем привлечения иных законодательно установленных источников финансирования, в том числе средств благотворителей. Республиканский бюджет в данном случае выступает основным гарантом бесперебойного финансирования с целью предоставления медицинской помощи истице в необходимом размере и не исключает возможность для исполнителя в добровольном порядке организовывать лечение препаратом за счет второстепенных источников.
Руководствуясь статьями 199, 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вахитовского районного суда города Казани от 16 сентября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства Финансов Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.