Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Э.С. Каминского,
судей М.М. Нурмиева, Э.Р. Сайдашевой
при секретаре судебного заседания Л.Р. Якуповой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Э.С. Каминского гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Республики Татарстан, муниципального казенного учреждения "Администрация Авиастроительного и Ново - Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Л.А. Балминой на решение Ново - Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 23 декабря 2013 г. по гражданскому делу по заявлению прокурора Авиастроительного района г. Казани Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению "Администрация Авиастроительного и Ново - Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения и охране окружающей природной среды, которым заявление прокурора удовлетворено, постановлено:
обязать муниципальное казенное учреждение "Администрация Авиастроительного и Ново - Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани оборудовать площадку, предназначенную для сбора бытовых отходов и мусора, на пересечении улиц Д. Давыдова и Луначарского пос. Северный г. Казани возле дома 75 по ул. Д. Давыдова бетонным или асфальтовым покрытием, огородить бордюром.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя муниципального казенного учреждения "Администрация Авиастроительного и Ново - Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Л.А. Балминой, поддержавшей апелляционную жалобу, представителя прокурора Авиастроительного района г. Казани Республики Татарстан - Н.М. Конькиной, возражавшей удовлетворению апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Авиастроительного района г. Казани Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Администрация Авиастроительного и Ново - Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о возложении обязанности оборудовать площадку, предназначенную для собора бытовых отходов и мусора, на пересечении улиц Д. Давыдова и Луначарского пос. Северный г. Казани у дома N 75 по ул. Д. Давыдова г. Казани бетонным или асфальтовым покрытием, огородить бордюром.
В обоснование требований заявителем указано, что в ходе проведения прокуратурой Авиастроительного района г. Казани Республики Татарстан проверки соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения установлено, что на пересечении улиц Д.Давыдова и Луначарского пос. Северный г. Казани у дома N 75 по ул. Д. Давыдова имеется площадка, предназначенная для сбора бытовых отходов и мусора, обслуживающая жителей улиц Д. Давыдова и Луначарского г. Казани, находящаяся на балансе муниципального казенного учреждения "Администрация Авиастроительного и Ново - Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", не соответствующая требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" и санитарно - эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64, а также законодательству об охране окружающей среды.
Данные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также могут привести к негативным изменениям природной среды, нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду.
По мнению прокурора, муниципальным казенным учреждением "Администрация Авиастроительного и Ново - Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" и Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани Республики Татарстан ненадлежащим образом исполняются обязанности по соблюдению природоохранного законодательства и законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц.
В связи с изложенным, прокурор Авиастроительного района г. Казани просил обязать муниципальное казенное учреждение "Администрация Авиастроительного и Ново - Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" и Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани Республики Татарстан оборудовать площадку, предназначенную для сбора бытовых отходов и мусора, на пересечении улиц Д. Давыдова и Луначарского пос. Северный г. Казани у дома N 75 по ул. Д. Давыдова г. Казани бетонным или асфальтовым покрытием, огородить бордюром и ликвидировать скопление бытового и крупногабаритного мусора на территории, прилегающей к площадке, предназначенной для сбора бытовых отходов и мусора на пересечении улиц Д.Давыдова и Луначарского пос. Северный г. Казани у дома N 75 по ул. Д Давыдова.
В судебном заседании в суде первой инстанции представитель прокурора Авиастроительного района г. Казани Республики Татарстан - А.Л. Козлова заявленные требования уточнила, в части обязания ликвидировать скопление бытового и крупно - габаритного мусора на территории, прилегающей к площадке, предназначенной для сбора бытовых отходов и мусора на пересечении улиц Д. Давыдова и Луначарского пос. Северный г. Казани у дома N 75 по ул. Д. Давыдова от заявленных требований отказалась, в связи с добровольным исполнением данных требований, в остальной части заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель муниципального казенного учреждения "Администрация Авиастроительного и Ново - Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" и Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Республики Татарстан - Л.А. Балмина исковые требования не признала.
Районный суд заявление прокурора Авиастроительного района г. Казани удовлетворил, приняв решение в вышеизложенной формулировке.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, муниципального казенного учреждения "Администрация Авиастроительного и Ново - Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Л.А. Балмина не согласилась с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене решения суда, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы подателем указано, что прокурором Авиастроительного района г. Казани не представлено доказательств, подтверждающих обращение граждан о нарушении их прав и законных интересов.
Также указывает, что в соответствии с положением о муниципальном казенном учреждении "Администрация Авиастроительного и Ново - Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", утвержденным решением Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 г. N 37-3, муниципальное казенное учреждение "Администрация Авиастроительного и Ново - Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" является территориальным органом Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, обладает статусом юридического лица.
В силу норм указанного положения о муниципальном казенном учреждении "Администрация Авиастроительного и Ново - Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", последнее выступило муниципальным заказчиком по контрактам, заключаемым на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в целях решения вопросов органов местного самоуправления на территории районов. Муниципальное казенное учреждение "Администрация Авиастроительного и Ново - Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" использует лишь имущество и денежные средства, выделенные по бюджетной смете, для достижения целей, определенных указанным Положением.
Кроме того, заявителем также указано, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Администрация как казенное учреждение осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Бюджет на финансовый год утверждается решением Казанской городской Думы, подготовку проекта бюджета осуществляет Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани.
Финансовое обеспечение деятельности территориальных органов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани осуществляется по сметам доходов и расходов, являющихся составной частью бюджета г. Казани.
Средств на строительство и оборудование контейнерных площадок муниципальному казенному учреждению "Администрация Авиастроительного и Ново - Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" из бюджета на 2014 г. не выделялись. При этом выделяемые денежные средства имеют целевое назначение, и использование выделенных денежных средств не по целевому назначению невозможно.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель муниципального казенного учреждения "Администрация Авиастроительного и Ново - Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Л.А. Балмина апелляционную жалобу поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить.
Представитель прокурора Авиастроительного района г. Казани Республики Татарстан - Н.М. Конькина с апелляционной жалобой не согласилась, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителя не направил, судом о времени и месте рассмотрения дела должным образом извещался.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя муниципального казенного учреждения "Администрация Авиастроительного и Ново - Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Л.А. Балминой, представителя прокурора Авиастроительного района г. Казани Республики Татарстан Н.М. Конькиной, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с Правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. (пункт 8.2.5).
Судом по делу установлено, что в ходе проведения прокуратурой Авиастроительного района г. Казани проверки исполнения законодательства в сферах обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей природной среды выявлено, что на пересечении улиц Д. Давыдова и Луначарского пос. Северный г. Казани у дома N 75 Авиастроительного района г. Казани размещена бункерная площадка для складирования твердых бытовых отходов в расположенные на ней 3 емкости. Данные емкости предназначены для складирования твердых бытовых отходов гражданами, проживающими в Авиастроительном районе г. Казани в частных жилых домах по вышеуказанным улицам. Названные 3 емкости установлены в нарушение норм СанПиН 2.1.2.2645-10, о чем свидетельствуют также фототаблицы, имеющиеся в материалах дела.
Разрешая возникший спор и оценивая представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора Авиастроительного района г. Казани Республики Татарстан, исходя из того, что ответственным за соблюдение законодательства в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения и охране окружающей природной среды является как муниципальное казенное учреждение "Администрация Авиастроительного и Ново - Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", так и Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что деятельность по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вызова, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов входит в компенсацию данных органов местного самоуправления, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона от 06 октября 2003 г. N31-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В соответствии с Положением "О муниципальном казенном учреждении "Администрация Авиастроительного и Ново - Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", утвержденным решением Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 г. N 37-3, к полномочиям Администрации Авиастроительного и Ново - Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани как территориального органа Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани отнесено участие в организации работ по благоустройству и озеленению территории районов, ликвидации несанкционированных свалок.
Согласно частям 3, 4 статьи 39 Устава в структуру Исполнительного комитета входят территориальные и отраслевые (функциональные) органы. Территориальные органы Исполнительного комитета г. Казани обеспечивают реализацию вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий на территориях районов г. Казани.
При разрешении требований прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вопросы организации сбора бытовых отходов, включая надлежащее содержание мест сбора бытовых отходов (контейнерных площадок), относится к компетенции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани как органа местного самоуправления. При этом Администрация, хоть и не обладает собственными полномочиями в сфере обращения с отходами производства и потребления, не может быть освобождена от обязанности участвовать в содержании контейнерной площадки, так как является ее балансодержателем, заключает муниципальные контракты по текущему содержанию контейнерных площадок.
Исходя из норм Устава муниципального образования города Казани и Положения о муниципальном казенном учреждении "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность по приведению контейнерной площадки в надлежащее состояние обоснованно возложена на двух ответчиков: Исполнительный комитет муниципального образования города Казани и его территориальный орган.
Таким образом, по вышеуказанным основаниям доводы апелляционной жалобы представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Республики Татарстан, муниципального казенного учреждения "Администрация Авиастроительного и Ново - Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Л.А. Балминой по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
На основании вышеизложенного, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по существу является правильным, принятым в соответствии с нормами материального права при соблюдении норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании, а поэтому оснований к отмене решения суда в апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново - Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 23 декабря 2013 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Республики Татарстан, муниципального казенного учреждения "Администрация Авиастроительного и Ново - Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" Л.А. Балминой - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.