Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Абдуллаева Б.Г.
судей Вишневской О.В., Насретдиновой Д.М.,
при секретаре Гордеевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишневской О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани Республики Татарстан (далее - УПФР) на решение Приволжского районного суда города Казани от 10 января 2014 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать решение УПФР в Приволжском районе г. Казани N от "дата" незаконным.
Признать за Кузнецовой Т.И. право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Обязать УПФР Приволжском районе г. Казани включить в специальный стаж Кузнецовой Т.И. периоды: нахождения в отпуске по уходу за ребенком - с 6 октября 1992 года по 2 июня 1993 года; нахождения на курсах повышения квалификации - с 14 ноября 2001 года по 28 декабря 2001 года, с 17 марта 2008 года по 28 марта 2008 года; работы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде - с 1 июля 2010 года по 6 декабря 2012 года.
Обязать УПФР в Приволжском районе г. Казани назначить и выплачивать Кузнецовой Т.И. досрочную пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", начиная с "дата" .
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика в поддержку жалобы, истицу и ее представителя, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецова Т.И. обратилась с иском к УПФР о признании решения пенсионного органа незаконным, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
В обоснование указала, что "дата" обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с выработкой специального страхового стажа 30 лет. Решением УПФР N от "дата" в удовлетворении заявления отказано, так как в специальный стаж пенсионным органом не включены периоды: нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 по 25.06.1993 (8 месяцев 20 дней), на курсах повышения квалификации с 14.11.2001 по 28.12.2001 (1 месяц 15 дней), с 17.03.2008 по 28.03.2008 (12 дней) во время сохранения работы в должности фельдшера выездной бригады подстанции ГАУЗ "Станция скорой медицинской помощи" г. Казани; работы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде ГАУЗ "Станция скорой медицинской помощи" г. Казани с 01.07.2010 по 06.12.2012 (2 года 5 месяцев 6 дней). Считая, отказ пенсионного органа незаконным, просила признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии, обязать ответчика включить спорные периоды, назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию с "дата" .
В судебном заседании истица требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд исковые требования удовлетворил в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда в части включения периода работы истицы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде с 01.07.2010 по 06.12.2012 и признания права на назначение досрочной трудовой пенсии с 06.12.2012. В обоснование указывает, что действующим Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде не предусмотрена в качестве работы, дающей право на льготную пенсию, данная должность отлична от должности фельдшера и не тождественна ей.
В возражениях на апелляционную жалобу истица просила решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал, истица и её представитель возражали против удовлетворения жалобы.
Проверив решение суда на предмет законности и обоснованности в обжалуемой части по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права.
Такого рода нарушения были допущены судом при рассмотрении настоящего дела.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в пункте 2 названной статьи, согласно которой списки должностей и учреждений, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение положений Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее - Правила).
Таким образом, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в определенных должностях и учреждениях.
Как следует из материалов дела, Кузнецова Т.И. "дата" обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением УПФР N от "дата" истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения 30 лет. В бесспорном порядке специальный стаж истицы исчислен в 27 лет 4 месяца 12 дней. В специальный стаж не включены периоды: нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 по 25.06.1993 (8 месяцев 20 дней), на курсах повышения квалификации с 14.11.2001 по 28.12.2001 (1 месяц 15 дней), с 17.03.2008 по 28.03.2008 (12 дней) во время сохранения работы в должности фельдшера выездной бригады подстанции ГАУЗ "Станция скорой медицинской помощи" г. Казани; работы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде ГАУЗ "Станция скорой медицинской помощи" г. Казани с 01.07.2010 по 06.12.2012 (2 года 5 месяцев 6 дней).
Удовлетворяя требования в оспариваемой части, суд первой инстанции исходил из тождественности характера работы и условий труда истицы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их бригадам скорой медицинской помощи характеру работы и условий труда фельдшера, предусмотренного Списком. При этом судом установлено, что истица в период с 01.07.2010 по 06.12.2012 осуществляла лечебную деятельность.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку в приведенном выше Списке должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде не поименована.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N100 от 26.03.1999 утверждены штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, которыми предусмотрена должность фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов и передаче их выездной бригаде. При этом, как следует из Положения данного приказа, в должностные обязанности медицинской сестры по приему и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи не входит непосредственное оказание медицинской помощи населению.
Аналогичные положения содержатся и в должностной инструкции фельдшера (медицинской сестры, медицинского брата) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их бригадам скорой медицинской помощи подстанций, имеющейся в материалах дела.
Кроме того, у суда не имелось оснований и для установления тождественности работы истицы работе фельдшера.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования".
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.05.2006 N 435 установлено тождество наименований должностей "Фельдшер выездной бригады", "Фельдшер скорой помощи", "Фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "Фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "Фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "Фельдшер".
Указанным приказом не установлена тождественность работы фельдшера работе фельдшера по приему вызовов и передаче их бригадам скорой медицинской помощи.
Истица выполняла работу фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, которая с учетом как ранее действовавшей, так и ныне действующей Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N1183, относится к должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (среднему медицинскому персонал) и является самостоятельной должностью наряду с должностью фельдшера.
Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъясняется, в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Поскольку приведенные нормативные акты предусматривают самостоятельные должности фельдшера и фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, предусматривающие различные должностные обязанности, правовых оснований для установления между ними тождества у суда не имелось. Следовательно, оспариваемый ответчиком период работы истицы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам с 01.07.2010 по 06.12.2012 не подлежит зачету в специальный стаж, а без него суммарная продолжительность стажа, дающего право на льготную пенсию, на дату обращения истицы в пенсионный орган, "дата" составит менее 30 лет.
Допущенная судом ошибка в применении пенсионного законодательства повлияла на итог разрешения спора, и является основанием для отмены решения суда в обжалуемой части с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований. В остальной части решение суда не обжалуется и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани от 10 января 2014 года по данному делу отменить в части включения в специальный стаж Кузнецовой Т.И. периода работы в ГАУЗ "Станция скорой медицинской помощи" г. Казани с 01.10.2010 по 06.12.2012 в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, и признания права на досрочную трудовую пенсию с 06.12.2012; принять по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.