Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Каминского Э.С.,
судей Ибрагимова Р.С., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Замалетдинове А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сайдашевой Э.Р. дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Эр-Телеком Холдинг" на решение Авиастроительного районного суда города Казани от 19 ноября 2013 года, которым постановлено:
исковое заявление прокурора Авиастроительного района города Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Возложить на закрытое акционерное общество "Эр-Телеком Холдинг" филиал в городе Казани обязанность переоборудовать подвесные линии связи и воздушно-кабельные переходы, расположенные у "адрес" в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществив их перевод в подземные коммуникации.
В удовлетворении искового заявления к товариществу собственников жилья " "адрес" " "адрес" - отказать.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя закрытого акционерного общества "Эр-Телеком Холдинг" ФИО6 в поддержку апелляционной жалобы, возражения представителя прокурора - ФИО7 относительно апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Авиастроительного района города Казани, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к закрытому акционерному обществу "Эр-Телеком Холдинг" филиал в городе Казани (далее - ЗАО "Эр-Телеком Холдинг"), товариществу собственников жилья "Авиастроительного района" города Казани (далее - ТСЖ "Авиастроительного района") о возложении обязанности переоборудовать подвесные линии связи и воздушно-кабельные переходы, расположенные у "адрес" в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществив их перевод в подземные коммуникации.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на результаты проверки по соблюдению ЗАО "Эр-Телеком Холдинг" законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов
В ходе проверки выявлен факт неправомерного монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ЗАО "Эр-Телеком Холдинг", в чердачных помещениях жилого "адрес" .
В нарушение требований законодательства ЗАО "Эр-Телеком Холдинг" проложило линии связи в районе многоэтажной застройки между домами по "адрес" с использованием воздушно-кабельных переходов, а не в подземных коммуникациях.
Размещение линий связи воздушным способом создает реальную угрозу причинения вреда гражданам в случае обрыва проводов в результате стихийных бедствий, технических аварий, виновных действий юридических и физических лиц. Открытое размещение линий связи является фактором, исключающим возможность обеспечения тайны телефонных переговоров и иных сообщений, поскольку создает возможность для несанкционированного доступа к линиям связи.
Прокурор просит суд возложить на ЗАО "Эр-Телеком Холдинг", ТСЖ "Авиастроительного района" обязанность переоборудовать подвесные линии связи и воздушно-кабельные переходы, расположенные у "адрес" в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществив их перевод в подземные коммуникации.
В судебном заседании представитель прокурора ФИО5 заявление поддержала.
Представитель ЗАО "Эр-Телеком Холдинг" ФИО6 в судебном заседании с заявлением не согласилась.
Представитель ТСЖ "Авиастроительного района" при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ЗАО "Эр-Телеком Холдинг" просит отменить решение суда, так как на момент размещения оборудования в жилых домах отсутствовали какие-либо правила, устанавливающие обязанность операторов связи осуществлять строительство сетей кабельных линий подземным способом. В жалобе также указывается на неправомерность применения судом Правил благоустройства города Казани, поскольку связь является предметом исключительного ведения Российской Федерации, и органы местного самоуправления не имеют полномочий по установлению требований к способам размещения сооружений связи. Действующие Правила благоустройства города Казани, определяя требования в сфере благоустройства, не устанавливают обязанности по переоборудованию существующих линий связи, а также срока их перевода в подземные коммуникации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ЗАО "Эр-Телеком Холдинг" ФИО10 поддержала апелляционную жалобу, представитель прокурора ФИО9 просила оставить решение суда без изменения. От представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан ФИО8 поступило ходатайство, в котором она просит оставить решение суда без изменения и рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя. ТСЖ "Авиастроительного района" при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела представителя в суд не направило, ходатайств об отложении дела не представило, о причинах неявки не сообщило. В связи с этим учитывая положения статьи 167, части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан, ТСЖ "Авиастроительного района".
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.
Как видно из материалов дела, прокуратурой Авиастроительного района города Казани проведена проверка деятельности ЗАО "Эр-Телеком Холдинг" на предмет соблюдения законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов.
В ходе проверки выявлен факт неправомерного монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ЗАО "Эр-Телеком Холдинг", в чердачных помещениях жилого "адрес" .
Собственниками жилых помещений многоквартирного "адрес" избран способ управления ТСЖ "Авиастроительного района".
В соответствии с договором о размещении оборудования ... от 1 марта 2009 года ТСЖ "Авиастроительного района" предоставляет ЗАО "Эр-Телеком Холдинг" возможность разместить специальное оборудование и кабельные линии на крыше, технических этажах, тамбурах лифтового помещения, в том числе и указанного дома.
При разрешении требований о возложении на ЗАО "Эр-Телеком Холдинг" обязанности перевести линии связи в подземные коммуникации суд правомерно исходил из следующего.
Решением Казанской городской Думы от 10 марта 2010 года N 16-48 внесены изменения в Правила благоустройства города Казани, утвержденные решением от 18 октября 2006 года N 4-12, согласно которым запрещается использовать в качестве крепления кабеля связи элементы фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна).
В новой редакции Правил благоустройства города Казани, утвержденной решением Казанской городской Думы от 7 июня 2012 года N 4-14, также содержатся нормы, не допускающие использование в качестве крепления подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходов, вентиляции, антенн систем коллективного приема телевидения и радио, фронтонов, козырьков, дверей, окон).
Государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти. В целом для обеспечения управляемости и устойчивости единой сети связи государства Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" устанавливают приоритет Российской Федерации в области управления данной отраслью перед субъектами Российской Федерации. Так, согласно пункту "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации связь как отрасль отнесена к исключительному ведению Российской Федерации.
Однако в области связи на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по созданию условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами связи.
Так, в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи.
Пункт 25 части 1 указанной статьи предоставляет органам местного самоуправления полномочия по утверждению правил благоустройства территории округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Принятие правового акта представительного органа муниципального образования было вызвано необходимостью повышения уровня благоустройства города Казани. Данный акт не устанавливает каких-либо новых нормативных требований в области связи, а регулирует вопросы благоустройства муниципального образования, что входит в компетенцию принявшего его органа.
Кроме того, как пункт 6.5.10 Правил благоустройства города Казани в редакции решения Казанской городской Думы от 10 марта 2010 года N 16-48, так и пункт 73 Правил благоустройства города Казани в редакции решения Казанской городской Думы от 7 июня 2012 года N 4-14, не допускают использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений, при этом не оговаривается, что данный запрет устанавливается лишь в отношении первоначально размещаемых оборудования и линий связи.
Суд первой инстанции также правомерно отказал в удовлетворении требований к ТСЖ "Авиастроительного района", поскольку ЗАО "Эр-Телеком Холдинг" является собственником вышеуказанных линий связи и несет бремя содержания своего имущества.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и опровергаются по вышеизложенным мотивам, в связи с чем оснований для ее удовлетворения судом апелляционной инстанции не имеется.
То обстоятельство, что на момент размещения оборудования в жилых домах, отсутствовали какие-либо правила, устанавливающие обязанность операторов связи осуществлять строительство сетей кабельных линий подземным способом не освобождает ЗАО "Эр-Телеком Холдинг" от обязанности привести линии связи в соответствие с требованиями Правил благоустройства города Казани.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, в связи с чем судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 199, статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Авиастроительного районного суда города Казани от 19 ноября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Эр-Телеком Холдинг" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.