Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,
судей Р.С. Ибрагимова, Э.С. Каминского,
при секретаре Р.Ф. Абрарове
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя закрытого акционерного общества "Эр-Телеком Холдинг" Н.С. Емелькиной на решение Авиастроительного районного суда города Казани от 19 ноября 2013 года, которым постановлено:
заявленные требования прокурора Авиастроительного района города Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать закрытое акционерное общество "ЭР-Телеком Холдинг" переоборудовать линии связи в чердачном помещении дома N 14 по улице Лядова города Казани в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществив их перевод в подземные коммуникации.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Эр-Телеком Холдинг" госпошлину в размере 4000 рублей в доход бюджета муниципального образования города Казани.
В удовлетворении требований прокурора Авиастроительного района города Казани к Товариществу собственников жилья "Авиастроительного района" о возложении обязанности перевести подвесные линии связи и воздушно-кабельные переходы в подземные коммуникации отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя закрытого акционерного общества "Эр-Телеком Холдинг" Н.С. Емелькиной в поддержку апелляционной жалобы, прокурора Н.Р. Галеева, возражавшего удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Авиастроительного города Казани (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к закрытому акционерному обществу (далее - ЗАО) "ЭР-Телеком Холдинг", Товариществу собственников жилья (далее - ТСЖ) "Авиастроительного района" об обязании перевести подвесные линии связи и воздушно-кабельные переходы в подземные коммуникации.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка деятельности оператора связи ЗАО "ЭР - Телеком Холдинг" и ТСЖ "Авиастроительного района" на предмет соблюдения законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, в ходе которой выявлен факт неправомерного монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов на крыше и чердачных помещениях дома N 14 по улице Лядова города Казани.
В связи с этим 6 июня 2013 года был составлен акт проверки исполнения законодательства о связи.
Собственниками жилых помещений жилого дома N 14 по улице Лядова города Казани избран способ управления ТСЖ "Авиастроительного района". Между заинтересованными лицами заключен договор N 2410-ОС/2009 от 1 марта 2009 года, в соответствии с которым ТСЖ "Авиастроительного района" предоставляет ЗАО "ЭР - Телеком Холдинг" возможность разместить телекоммуникационное оборудование и кабельные трассы на кровле, технических помещениях и технологических нишах зданий.
По мнению прокурора, размещение линий связи воздушным способом создает угрозу причинения вреда гражданам в случае обрыва проводов.
На основании изложенного прокурор просил обязать ЗАО "ЭР - Телеком Холдинг", ТСЖ "Авиастроительного района" привести в соответствие с требованиями действующего законодательства указанные линии связи, осуществив их перевод в подземные коммуникации.
В судебном заседании представитель прокурора заявление поддержала.
Представитель ЗАО "ЭР - Телеком Холдинг" заявленные требования не признала.
ТСЖ "Авиастроительного района" своего представителя в суд не направило.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ЗАО "ЭР - Телеком Холдинг" просит решение суда отменить, указывая, что требование прокурора ограничивает права, предоставленные операторам связи федеральным законодательством, а правила благоустройства муниципальных образований не могут определять места для размещения средств связи. Проведение линий связи ЗАО "ЭР - Телеком Холдинг" осуществлялось в соответствии с действовавшим на момент размещения законодательством. Размещение оборудования на указанных домах производилось до введения в действие Правил благоустройства города Казани, при отсутствии каких - либо правил, устанавливающих обязанность операторов связи осуществлять строительство сетей кабельных линий подземным способом.
В жалобе также указывается на то, что судом сделан необоснованный вывод о незаконности прокладки линий связи воздушным способом. Кроме того полагает, что прокурором не доказаны техническая и организационная возможность осуществления перевода кабелей в подземные коммуникации. Также указывает, что Правилами благоустройства не установлено, в какой срок должны быть переведены линии связи в подземные коммуникации. Само такое размещение не создает реальной угрозы причинения вреда в случае обрыва.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
На основании пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи.
Пункт 25 части 1 указанной статьи предоставляет органам местного самоуправления полномочия по утверждению правил благоустройства территории округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Под бременем содержания имущества, возложенным на собственника, следует понимать обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.
Решением Казанской городской Думы от 10 марта 2010 г. N16-48 были внесены изменения в Правила благоустройства города Казани, утвержденные решением от 18 октября 2006 г. N4-12, согласно которым запрещалось пересекать автомобильные дороги общего пользования при прокладке кабелей связи воздушным способом от одного здания к другому зданию; использовать в качестве крепления кабеля связи элементы фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна).
Пункт 73 Правил благоустройства города Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 7 июня 2012 г. N4-14, также не допускает использование в качестве крепления подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна).
Согласно пункту 74 указанных Правил не допускается пересекать дороги при прокладке кабелей связи воздушным способом от одного здания к другому.
Судом по делу установлено, что в результате проверки, проведенной прокуратурой Авиастроительного района города Казани, выявлено проведение принадлежащих ЗАО "ЭР - Телеком Холдинг" линий связи подвесным способом к дому N 14 по улице Лядова города Казани, что подтверждается актом проверки от 6 июня 2013 года.
Разрешая возникший спор и оценивая представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно исходил из того, что в области связи на органы местного самоуправления возлагаются обязанности не только по созданию условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами связи, но и по выполнению требований, предъявляемых к содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений.
Государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Федеральным законом "О связи" осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти. В целом для обеспечения управляемости и устойчивости единой сети связи государства Конституция Российской Федерации и Федеральный закон "О связи" устанавливают приоритет Российской Федерации в области управления данной отраслью перед субъектами Российской Федерации. Так, согласно пункту "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации связь как отрасль отнесена к исключительному ведению Российской Федерации.
Как указано выше, в области связи на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, в том числе и с привлечением к данной деятельности операторов связи. Однако это не означает возможности последних осуществлять свою деятельность в нарушение требований, предъявляемых к благоустройству поселения.
Принятие вышеуказанных Правил было вызвано необходимостью повышения уровня благоустройства города Казани. Данный акт не устанавливает каких-либо новых нормативных требований в области связи, а регулирует вопросы, входящие в компетенцию принявшего его органа.
Также в пределах компетенции органов местного самоуправления осуществляется полномочие по изменению требований, касающихся внешнего благоустройства муниципального образования. При этом ранее дозволенные способы прокладки и закрепления линий связи могут быть признаны недопустимыми. Изменение требований не исключает обязанностей по их исполнению субъектами, осуществлявшими свою деятельность в соответствии с правилами, действовавшими до внесения изменений.
В связи с изложенным несостоятельным является довод апелляционной жалобы о том, что правила благоустройства муниципальных образований не могут определять места для размещения линий связи и что при первоначальном размещении коммуникаций ЗАО "ЭР - Телеком Холдинг" руководствовалось нормами, дозволяющими воздушно-кабельные переходы при проведении линий связи.
Указание ЗАО "ЭР - Телеком Холдинг" на недоказанность прокурором технической возможности перевода линий связи в подземные коммуникации не может служить основанием для неисполнения требований, установленных вышеприведенными нормативными актами.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно сделан вывод о незаконности действий ЗАО "ЭР - Телеком Холдинг" являются необоснованными, поскольку данный вывод как в требованиях прокурора, так и в решении суда отсутствует, судом был разрешено только требование о возложении обязанности по переводу линий связи в подземные коммуникации.
Также подлежит отклонению довод жалобы, касающийся сроков перевода линий связи, поскольку в решении суда такой срок не устанавливался.
Вопреки позиции ЗАО "ЭР - Телеком Холдинг", при рассмотрении заявления прокурора суд первой инстанции руководствовался не только необходимостью устранения угрозы причинения вреда в связи с размещением линий связи воздушным способом, а исходил из действующего запрета на размещение линий связи подобным образом. В этой связи соответствующий довод апелляционной жалобы также подлежит отклонению.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, а поэтому оснований к отмене решения суда в апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Авиастроительного районного суда города Казани от 19 ноября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя закрытого акционерного общества "Эр-Телеком Холдинг" Н.С. Емелькиной - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.