Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.В.Шакирьянова,
судей Р.Э. Курмашевой, А.Х. Хисамова
при секретаре судебного заседания Д.Р.Гизетдиновой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Э.Курмашевой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан Л.Р.Нуруллиной на решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 12 сентября 2013 года, которым постановлено:
заявление Земченко А.А. удовлетворить.
Признать действия по приостановлению государственной регистрации дополнительного соглашения N 2 от 09 августа 2013 года к договору аренды лесного участка N 96 от 03 марта 2010 года и уведомление о приостановлении государственной регистрации от 23 августа 2013 года N 26/024/2013-574 незаконными.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в лице Лаишевского отдела зарегистрировать дополнительное соглашение N 2 от 09 августа 2013 года к договору аренды лесного участка N 96 от 03 марта 2010 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, заслушав представителя Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан Л.Р.Нуруллину в поддержку доводов жалобы, А.А.Земченко и его представителя Т.Г.Окриашвили, возражавших против отмены решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.А.Земченко обратился с заявлением об оспаривании действий по приостановлению государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка.
В обоснование указал, что 09 августа 2013 года между ним и Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N96 от 03 марта 2010 года. Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
Для осуществления государственной регистрации дополнительного соглашения он обратился в Лаишевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан. Уведомлением N26/024/2013-574 от 23 августа 2013 года государственная регистрация дополнительного соглашения приостановлена ввиду отсутствия зарегистрированного первичного права собственности Российской Федерации на указанные в дополнительном соглашении земельные участки.
Полагая, что регистрация дополнительного соглашения приостановлена без достаточных к тому оснований, поскольку предусмотренные законодательством документы, необходимые для регистрации, были им представлены в регистрирующий орган, заявитель просил суд обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан зарегистрировать дополнительное соглашение N2 от 09 августа 2013 года к договору аренды лесного участка N96 от 03 марта 2010 года.
В судебном заседании суда первой инстанции А.А.Земченко и его представитель Т.Г.Окриашвили заявленные требования поддержали.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в суд не явился.
Представители Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, Территориального Управления Росимущества в Республике Татарстан в суд также не явились.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представителя Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан Л.Р.Нуруллиной ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности. При этом указывается, что лесные участки, в отношении которых заключено дополнительное соглашение к договору аренды, образованы из исходного земельного участка с кадастровым номером ... , находящегося в государственной собственности. Между тем на регистрацию дополнительного соглашения не представлено распоряжение собственника данного участка - Российской Федерации в лице Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан о разделе земельного участка.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан Л.Р.Нуруллина апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
А.А.Земченко и его представитель Т.Г.Окриашвили с доводами жалобы не согласились.
Другие лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Основания для приостановления государственной регистрации прав закреплены в статье 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в силу пункта 1 которой государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Из материалов дела следует, что между Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и А.А.Земченко заключен договор аренды лесного участка N 96 от 3 марта 2010 года, согласно которому заявителю в аренду предоставлен лесной участок из земель лесного фонда с кадастровым номером ... площадью "данные изъяты" , расположенный "адрес" . Право аренды зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
28 января 2013 года между Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и А.А.Земченко заключено дополнительное соглашение N 1 к договору аренды лесного участка N 96 от 03 марта 2010 года, согласно которому в связи с постановкой лесного участка на кадастровый учет, уточнением площадей в результате межевания внесены изменения в пункт 2 договора, который изложен в следующей редакции: лесной участок общей площадью "данные изъяты" , в том числе ( "данные изъяты" ), предоставляемый в аренду по настоящему договору имеет местоположение: "адрес" . Указанное дополнительное соглашение N 1 также прошло государственную регистрацию.
09 августа 2013 года между Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и А.А.Земченко заключено дополнительное соглашение N 2 к договору аренды лесного участка N 96 от 03 марта 2010 года, согласно которому в связи с постановкой лесного участка на кадастровый учет пункт 2 договора аренды изложен в следующей редакции: лесной участок общей площадью "данные изъяты" в том числе ( "данные изъяты" ) предоставляемый в аренду по настоящему договору имеет местоположение: "адрес"
Для осуществления государственной регистрации дополнительного соглашения N2 к договору аренды N96 от 03 марта 2010 года А.А.Земченко обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Уведомлением от 23 августа 2013 года N26/024/2013-574 государственная регистрация дополнительного соглашения к договору аренды приостановлена ввиду отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности Российской Федерации на перечисленные в дополнительном соглашении N2 земельные участки.
Удовлетворяя заявление А.А.Земченко и возлагая на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан обязанность зарегистрировать дополнительное соглашение к договору аренды, суд первой инстанции исходил из того, что приостановление государственной регистрации противоречит требованиям статей 18 и 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку оснований для приостановления государственной регистрации дополнительного соглашения не имелось.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N201-ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда для осуществления рекреационной деятельности возможно в отношении лесных участков, прошедших государственный кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним данные единого государственного реестра прав формируются на основании сведений, предоставляемых органами, уполномоченными на ведение учета соответствующих объектов недвижимости.
Из данного положения следует, что внесение данных в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о земельных (лесных) участках должно осуществляться на основании планов (кадастровых паспортов), удостоверяемых Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости.
Как видно из материалов дела, заявителем на государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору, помимо самого соглашения N2, представлены кадастровые паспорта на земельные участки с кадастровыми номерами ...
Данные земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером ... , право аренды А.А.Земченко на который, как и дополнительное соглашение N1 к договору аренды, зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что заявителем на государственную регистрацию были представлены необходимые документы, соответствующие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражающие информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Содержащийся в апелляционной жалобе представителя Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан довод об отсутствии решения собственника исходного земельного участка в лице Территориального управления о разделе земельного участка на выводы судебной коллегии о законности и обоснованности решения суда не влияет, поскольку заявителем жалобы не оспорено ни само дополнительное соглашение, являющееся основанием для государственной регистрации права, ни формирование земельных участков и их постановка на кадастровый учет.
С учетом изложенного решение суда, постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права, является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 199, 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 12 сентября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан Л.Р.Нуруллиной - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.