Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Сазоновой В.Г. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Мехтиеве В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сазоновой В.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Московского районного суда города Казани от 21 января 2014года, которым постановлено:
заявление прокурора Московского района города Казани удовлетворить частично.
Признать не соответствующим закону бездействие Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выразившееся в непринятии мер по переселению Колобанова Д.А., Колобановой Е.Д. из комнаты ... "адрес" А по "адрес" , признанного аварийным.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани переселить Колобанова Д.А., ФИО2 из комнаты ... "адрес" в благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемой.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору Московского района города Казани отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - Хабибуллина Б.Р., поддержавшего жалобу, Колобанова Д.А., прокурора отдела Прокуратуры Республики Татарстан Конькину Н.М., возражавших относительно доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Московского района г.Казани, действуя в интересах Колобанова Д.А., ФИО2 , обратился в суд с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее ИК МО г. Казани), Муниципальному казенному учреждению "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по переселению в благоустроенное жилое помещение.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Московского района г.Казани проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, а также Федерального закона от 21 июля 2007 года ответчиками в части переселения граждан из жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу. В ходе проверки установлено, что "адрес" в установленном порядке признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, принято решение о переселении жильцов указанного дома и его сносе. Указанный дом относится к муниципальному жилому фонду. Однако до настоящего времени вышеуказанное постановление ИК МО г.Казани не исполнено, собственники и наниматели жилых помещений попрежнему вынуждены проживать в аварийных домах. Решением Казанской городской Думы от 17 января 2008 года N ... , данный дом включен в муниципальную целевую программу "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в г.Казани". Прокурор полагал, что непринятие мер по исполнению постановления ИК МО г. Казани ответчиками нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку бездействие ответчиков может привести к обрушению конструкций дома, что создаст угрозу для жизни и здоровья граждан, не только проживающих в указанном доме, но и случайных прохожих. Территория указанного дома не огорожена, доступ к нему свободен для всех. На основании изложенного, прокурор просил признать незаконным бездействие ИК МО г.Казани и МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани", выразившееся в непринятии мер по переселению Колобанова Д.А. и Колобановой Е.Д. из "адрес" аварийного дома ... по "адрес" , обязать ответчиков переселить Колобанова Д.А. и Колобанову Е.Д. из "адрес" аварийного дома ... по "адрес" в пригодные для проживания благоустроенные жилые помещения, запретить эксплуатацию и снести "адрес" .
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика судом привлечено Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани".
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Московского района г.Казани - ФИО1 уточнила исковые требования, просила обязать ответчиков переселить Колобанова Д.А., ФИО2 из "адрес" аварийного дома ... по "адрес" в пригодное для проживания благоустроенное жилое помещение, площадью не менее ранее занимаемой общей площади. На удовлетворении остальных требований настаивала.
Колобанов Д.А., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2 , в суде иск поддержал.
Представитель ответчиков ИК МО г.Казани и МКУ "Управление жилищной политики ИК МО г.Казани" Хабибуллин Б.Ф. в суде иск не признал.
Представитель ответчика МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани" Анисимов А.В. в суде иск не признал.
Представитель третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Абрамова А.В. в суде с иском не согласилась.
Суд постановил решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ИК МО г.Казани просит решение отменить и принять новое решение. В жалобе указывается, что вопрос переселения жителей указанного дома в благоустроенное жилье должен быть рассмотрен в рамках Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ по мере поступления финансовых средств для данных целей в 2013-2017 году. Переселение жителей дома в благоустроенное жилое помещение повлечет за собой нарушение установленного нормами материального права порядка предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями у граждан возникает с момента постановки на учет нуждающихся в жилом помещении в органе местного самоуправления. Для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора Московского района города Казани Князева Э.Х. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани", МКУ "Управление жилищной политики ИК МО г. Казани" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены. Представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Абрамова А.В. направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Поскольку данных о наличии существенных препятствий для их участия в данном судебном заседании не имеется, судебная коллегия, с учетом мнения явившихся лиц, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, среди прочего, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Пунктом 1 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Как видно из материалов дела, Колобанов Д.А. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" .
Совместно с ним в указанной квартире зарегистрирована и проживает его дочь ФИО2 , 08 октября 2001 года рождения.
Указанная в финансовом лицевом счете общая площадь занимаемого ими жилого помещения составляет 27 кв.м, жилая площадь комнаты N1 - 19,6 кв.м. Технический паспорт на данное жилое помещение содержит сведения о жилой площади комнаты в размере 19,2 кв.м.
Постановлением ИК МО г. Казани от 30 декабря 2009 года ... "О признании многоквартирных домов г.Казани аварийными и подлежащими сносу" дом ... по "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу, на Управление жилищной политики ИК МО г. Казани возложена обязанность по обеспечению переселения жителей указанных домов.
Судом первой инстанции установлено, что с момента принятия постановления ИК МО г.Казани от 30 декабря 2009 года ... "О признании многоквартирных домов г.Казани аварийными и подлежащими сносу" и включения в перечень аварийных домов жилого дома 18А по ул. Коломенская г.Казани, никаких мер по реализации данного постановления в части переселения граждан, проживающих в этом доме, в благоустроенное жилье ответчиком ИК МО г.Казани не принято.
При таких обстоятельствах, поскольку дом, в котором проживают Колобановы Д.А., Е.Д., признан в установленном порядке ИК МО г. Казани непригодным для проживания, аварийным и подлежащими сносу, проживание в нем представляет реальную опасность для жизни и здоровья жильцов, грозит обрушением, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявления прокурора в части признания незаконным бездействия ИК МО г.Казани, выразившегося в непринятии мер по переселению Колобановых Д.А., Е.Д. из аварийного жилого помещения, возложив на ИК МО г.Казани обязанность переселить их в благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее ранее занимаемой. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и не противоречат закону.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы ИК МО г. Казани о том, что вопрос переселения жителей указанного дома в благоустроенное жилье должен быть рассмотрен в рамках Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ по мере поступления финансовых средств для данных целей в 2013-2017 году, несостоятельны, поскольку реализация конституционного права на жилище, пригодного для проживания, не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств, необходимых для осуществления обязанностей, установленных статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что переселение жителей дома в благоустроенное жилое помещение повлечет за собой нарушение установленного нормами материального права порядка предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями у граждан возникает с момента постановки на учет нуждающихся в жилом помещении в органе местного самоуправления, для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении, не может повлечь отмену решения суда. Указанные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. Жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10); к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (статья 14). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (статья 15).
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
Решение о сносе вышеуказанного жилого дома принято органом местного самоуправления - ИК МО "адрес" находится в муниципальной собственности, граждане, проживающие в этом доме, имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения из муниципального жилищного фонда, поэтому жилое помещение истцам должно быть предоставлено ИК МО г. Казани из муниципального жилищного фонда. Поскольку предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, требования малоимущности и нуждаемости в жилых помещениях при предоставлении жилых помещений из муниципального жилищного фонда в указанном случае неприменимы.
При таких данных судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено соответствующее требованиям материального и процессуального закона решение. Поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда города Казани от 21 января 2014 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.