Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Нурмиева М.М. и Габидуллиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания Закировой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе В.И.Х. на решение Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 09 января 2014 года, которым постановлено:
иск Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района РТ к В.И.Х. о взыскании излишне полученной социальной выплаты удовлетворить.
Взыскать с В.И.Х. , 28 октября 1975 года рождения, уроженки "адрес" Татарской АССР, сумму излишне полученной социальной выплаты в размере 246960 руб.
Взыскать с В.И.Х. в доход государства государственную пошлину в размере 5669 руб. 60 коп.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения В.И.Х. и ее представителя А.А.Р. , поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района РТ (далее Исполком Рыбно-Слободского муниципального района РТ) обратился в суд с иском к В.И.Х. по тем основаниям, что в 2012 году В.И.Х. стала участником федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года". При составе семьи из трех человек по данной программе на основании договора купли-продажи от 07 января 2013 года ею был приобретен жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес" . В соответствии с договором купли-продажи от 07 января 2013 года стоимость жилого дома и земельного участка составила 1302800 руб. На основании решения жилищной комиссии от 13 февраля 2013 года размер социальной выплаты составил 876960 руб. Между тем, установлено, что жилой дом В.И.Х. был приобретен за 900000 руб. Исходя из этого, на основании пункта 11 Правил предоставления субсидий из бюджета РТ, утвержденных Постановлением Кабинета Министров РТ от 20 тюля 2009 года N511, социальная выплата В.И.Х. подлежит перерасчету и составляет 630000 руб. Таким образом, социальная выплата в сумме 246960 руб. получена ответчиком незаконно и подлежит возврату. В адрес В.И.Х. направлялась претензия от 02 августа 2013 года N1-897 с требованием о возврате излишне полученной социальной выплаты, но ответчица никак не отреагировала на нее. Истец просил взыскать с В.И.Х. излишне полученный размер социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности - 246960 руб.
В судебном заседании представитель Исполкома Рыбно-Слободского муниципального района РТ - Замалиев P.P. исковые требования поддержал.
В.И.Х. и ее представитель А.А.Р. иск не признали.
Суд удовлетворил иск Исполкома Рыбно-Слободского муниципального района РТ в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе В.И.Х. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В жалобе отмечается, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выражает свое несогласие с выводом суда по тем основаниям, что В.И.Х. никаких обязательств на себя не брала и их не нарушала. Решением заседания жилищной комиссии от 22 июня 2010 года В.И.Х. включена в программу "Социальное развитие села до 2013 года". Какие-либо данные, подтверждающие несоответствие действительности представленных заявителем сведений, органом местного самоуправления установлены не были. Также не установлены судом при рассмотрении настоящего дела данные, свидетельствующие о недобросовестности В.И.Х. и совершении ею противоправных действий, направленных на получение за счет бюджетных средств субсидии, являющейся по своему характеру социальной выплатой, предоставляемой гражданину в качестве меры социальной поддержки.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.
В силу ч.1 ст.269 Бюджетного кодекса Российской Федерации главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.
Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета.
Согласно утвержденной Постановлением Правительства РФ федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" от 03 декабря 2002 года N858, основными целями и задачами данной программы является повышение уровня и качества жизни сельского населения, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
Порядок предоставления бюджетных средств на цели жилищного строительства в сельской местности регламентирован Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 января 2009 года N83.
Согласно пункта 2 указанных Правил, субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ, предусматривающих предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением согласно приложению N 1.
Согласно пункту 4 Приложения N1 к Правилам, право на получение социальной выплаты имеют граждане, молодые семьи, молодые специалисты, постоянно проживающие в сельской местности, нуждающиеся в улучшении жилищных условий; имеющие наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов РФ. Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания.
Гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты в случае, если соблюдаются условия, указанные в пункте 4 Типового положения, и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме согласно приложению N2 с приложением (пункт 12 Типового положения).
В соответствии с пунктом 2 общих положений Правил предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.07.2009 года N 511, субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований в пределах средств, поступающих из федерального бюджета в соответствии с Федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858, и средств, предусмотренных законом о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, на:
а) предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые предусмотрены Положением согласно приложению N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 указанных выше Правил, устанавливает, что социальные выплаты, выделяемые за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и (или) средств местного бюджета, составляют не более 70% от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. Доля собственных (в том числе заемных) средств граждан составляет не менее 30% от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
В соответствии с пунктом 11 Приложения N 1 указанных выше Правил расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в сельской местности на территории Республики Татарстан, утверждаемой Кабинетом Министров Республики Татарстан на первый квартал года выдачи свидетельства, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Республике Татарстан, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
В случае, если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, утвержденной Кабинетом Министров Республики Татарстан, размер социальной выплаты подлежит пересчету, исходя из фактической стоимости 1 кв.м. общей площади жилья.
В случае, если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилья, установленной органом местного самоуправления, размер социальной выплаты определяется исходя из фактической площади жилья.
Определение размера социальной выплаты производится Министерством в соответствии с пунктом 11 Положения.
В соответствии с Правилами программы перерасчет средств социальной выплаты производится по фактической стоимости и площади приобретенного жилья.
Как видно из материалов дела, 01 ноября 2009 года В.И.Х. обратилась в Исполком Рыбно-Слободского муниципального района РТ с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и на получение субсидии на приобретение индивидуального жилого помещения в с.Кутлу-Букаш, указав при этом, что она и члены ее семьи проживают по адресу: "адрес" . Решением заседания жилищной комиссии от 22 июня 2010 года В.И.Х. включена в программу "Социальное развитее села до 2013 года".
Согласно заключенному 07 января 2013 года договору купли-продажи жилого дома и земельного участка А.В.Ф. продал В.И.Х. , А.Ч.Р. , А.И.Р. в общую долевую собственность земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: "адрес" , земельный участок за 50000 руб., жилой дом за 1252800 руб., общая сумма сделки 1302800 руб.
Решением заседания жилищной комиссии от 13 февраля 2013 года В.И.Х. начислена к выплате субсидия по федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" в сумме 876960 руб.
Из перечня объектов к договору о совместном инвестировании строительства жилых домов в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" следует, что В.И.Х. выделяется 876960 руб. на соинвестирование объекта, находящегося по адресу: "адрес" , нормативная площадь объекта 54 кв.м., стоимость "адрес" руб., площадь дома 52,2 кв.м., стоимость 1 кв.м 24000 руб., размер собственных средств граждан 375840 руб. - 30% от стоимости дома.
Спорный жилой дом ответчица приобрела за 900000 рублей, что подтверждается ее объяснениями, социальная выплата подлежит перерасчету и составит 630000 (900000 руб. X 70 (%): 100 (%). Таким образом, разница между размером выплаченной социальной выплаты 876960 рублей и размером фактически положенной социальной выплаты составляет 246960 руб. (876960 руб. - 630 000 руб.).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований к В.И.Х. , суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в целях получения социальной выплаты ответчицей был предоставлен договор купли-продажи с завышенной суммой приобретаемого дома с земельным участком.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости взыскания с ответчицы предусмотренной вышеприведенными нормами материального права излишне полученной социальной выплаты, поскольку имело место необоснованное нарушение правил получения социальной субсидии по программе "Социальное развитее села до 2013 года".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, учитывая, что ответчица сама принимала участие в оформлении всех документов, в договоре купли-продажи стоит ее подпись, следовательно ответчица знала о завышенной цене данного дома, указанного в договоре купли-продажи.
Иных доводов, которые могли бы опровергнуть выводы суда по вышеизложенным обстоятельствам, апелляционная жалоба не содержит.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены правильно, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции исследованы и оценены, по делу постановлено соответствующее требованиям материального и процессуального закона решение, которое подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 09 января 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу В.И.Х. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.