Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Абдуллаева Б.Г.,
судей Вишневской О.В., Насретдиновой Д.М.,
при секретаре Аймалетдиновой Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишневской О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан (далее - Управление ФСКН России по Республике Татарстан) на решение Советского районного суда г. Казани от 16 января 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Закирова З.Л. о перерасчет и взыскании невыплаченных сумм пенсии удовлетворить.
Обязать Управление ФСКН России по Республике Татарстан выплатить Закирову З.Л. недополученную пенсию в размере 288666 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ответчика в поддержку жалобы, возражения истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Закиров З.Л. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Мамадышском районе Республики Татарстан о перерасчете пенсии и взыскании недоплаты.
В обоснование указал, что до 2003 года проходил службу в налоговой полиции, затем продолжил службу в органах по контролю за оборотом наркотиков, уволен "дата" 2004 по состоянию здоровья, является инвалидом ... группы с формулировкой причины "заболевание получено в период военной службы", с "дата" .2007 инвалидность установлена бессрочно. На основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее - Закон N4468-1) до 01.01.2012 как инвалид ... группы получал пенсию в размере 75% от денежного довольствия. Однако после увеличения денежного довольствия его пенсия рассчитывается по формуле с применением к денежному довольствию двойных процентных соотношений 54% и 75%, что привело к уменьшению причитающейся пенсии на 35%. Считая действия пенсионного органа незаконными и ущемляющими его права, уточнив требования, просил пересчитать пенсию с 01.01.2012, исходя из размера денежного довольствия, установленного на 01.01.2012, но с применением формулы расчета, действующей до 01.01.2012, то есть в размере 75% от денежного довольствия и взыскать недоплаченную пенсию за период с 01.01.2012 по 01.09.2013 в размере 288 666руб.
Определением суда произведена замена ненадлежащего ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России в Мамадышском районе Республики Татарстан на надлежащего ответчика - Управление ФСКН России по Республике Татарстан.
В судебном заседании представитель истца уточненные требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением суда исковые требования удовлетворены в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы жалобы поддержал, истец просил в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив обжалуемое судебное постановление на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Такого рода нарушения были допущены судом при рассмотрении настоящего дела.
Из материалов дела следует, что подполковник Закиров З.Л., занимавший должность старшего оперуполномоченного по ОВД "данные изъяты" МРО, был уволен со службы по состоянию здоровья приказом Управления ФСКН России по Республике Татарстан ... от "дата" 2004 с "дата" 2004; выслуга лет на день увольнения календарно составила 24 года 9 месяцев 22 дня, в льготном исчислении - 28 лет 6 месяцев 3 дня.
В связи с установлением истцу инвалидности ... группы, по его выбору с 2004 года ему назначена пенсия по инвалидности в порядке, предусмотренном Законом N4468-1, размер которой до 01.01.2012 составлял 11743,15 руб. (из расчета 75% от размера денежного довольствия, составляющего 100%, и доплаты в 1000руб. по Указу Президента России от 18.02.2005 N176). С применением нового порядка исчисления пенсии, введенного с 01.01.2012, размер пенсии стал составлять 16443руб. (из расчета 75% от денежного довольствия, составляющего 54%).
Принимая решение об удовлетворении иска, суд пришел к выводу о необоснованности перерасчета истцу размера пенсии по инвалидности с применением ограничения денежного довольствия до 54%, так как это ухудшило его положение, поскольку до 01.01.2012 расчет данного вида пенсии производился без применения коэффициента ограничения, и сводился к формуле: 75% от всего денежного довольствия. При этом сравнительному анализу подверглось только процентное соотношение денежного довольствия, учитываемое при определении размера пенсии уволенному с военной службы, и не принималось во внимание то, что в формулу расчета при новом порядке исчисления размера пенсии, включалось более высокое денежное довольствие. Взяв за основу новые размеры окладов и надбавки, установленные Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Закон N 306-ФЗ), и применив порядок расчета пенсии без уменьшения денежного довольствия, действовавший до 01.01.2012, суд пришел к выводу, что за оспариваемый период истцу недоплачено 288666руб.
Данные выводы суда нельзя признать правильными, поскольку они обоснованы неверным применением норм материального права.
Пенсионное обеспечение пенсионеров органов наркоконтроля осуществляется в соответствии с Законом N 4468-1.
В соответствии с пунктом "б" статьи 22 названного Закона инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II группы пенсия устанавливается в размере 75 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 указанного Закона.
Согласно статьей 43 Закона N 4468-1 для исчислении пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ учитываются в порядке, определяемом правительством Российской Федерации, должностной оклад, оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдельных высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении всех видов пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.
Частью 8 статьи 12 Федерального закона N 309-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19.06.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.
Частью 9 статьи 12 данного Закона предусмотрено, что при пересмотре, указанных в части 8 статьи 12 Федерального закона N 309-Ф3, размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона от 19.06.2011 N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года.
Таким образом, Федеральным законом N 309-ФЗ прямо предусмотрен пересмотр пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом N 4468-1, а также указано на размеры соответствующих окладов и процентной надбавки за выслугу лет, установленной Федеральным законом от 19.06.2011 N 247-ФЗ.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях неоднократно давал оценку указанным положениям нормативных правовых актов в части пересмотра пенсии (определение от 24.09.2012 г. N 1751-0, от 17.07.2012 г. N 1433-0, от 24.09.2012 г. N 1800-0).
В частности в Определении от 24 сентября 2012 года N 1800-0 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100 процентов до 54 процентов, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового - более высокого денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых гражданами пенсий.
В рассматриваемом случае судом при вынесении решения не учтено, что положения частей 8 и 9 статьи 12 Федерального закона N309-Ф3, закрепляющие порядок перерасчета размеров пенсий, назначенных до 01.01.2012, направлены на обеспечение гражданам - получателям пенсии установленных в соответствии с Законом N 4468-1 равных прав на получение указанной пенсии, что соответствует принципу социальной справедливости, а так принципу равенства, закрепленному в статье 19 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, правила исчисления пенсий, применяемые с 01.01.2012 предусматривают механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии указанной категории граждан, направлены на увеличение размеров указанных пенсий.
По делу следует, что при расчете пенсии истцу до 01.01.2012 денежное довольствие составляло 14324,2руб., отсюда пенсия по инвалидности (75%) - 10743,15 руб. плюс доплата 1000руб. После 01.01.2012 с учетом реформирования системы денежного довольствия сотрудников органов наркоконтроля, денежное довольствие истца составляет 40600руб., для расчета пенсии 54% от него - 21924руб., из которых пенсия 75% - 16443руб.
Произведенный в решении суда расчет размера пенсии истца отличается от приведенного, и не соответствует закону, поскольку в нарушение принципа действия закона во времени в формуле расчета судом первой инстанции одновременно приняты взаимоисключающие положения законов, приходящих на смену друг другу: от ранее действовавшей нормы взаимствовано правило, при котором для исчисления пенсии денежное довольствие учитывается в размере 100%, от ныне действующей нормы - повышенный размер денежного довольствия.
Таким образом, вывод суда о том, что новое правовое регулирование пенсионного обеспечения направлено на пересмотр обретенных ранее пенсионных прав в сторону ухудшения, является нестоятельным. Размер пенсии Закирова 3.JL, исчисленный с 01.01.2012 в соответствии с новым порядком, на 4699руб. больше ранее им получаемого, поэтому сохранение прежнее пенсионное обеспечение не будет отвечать его интересам.
Кроме того, размер пенсии истца с учетом предусмотренного законом механизма поэтапного ежегодного повышения денежного довольствия на 2% будет увеличиваться в установленном порядке.
При таких обстоятельствах доводы жалобы апеллянта заслуживают внимания, допущенная судом ошибка подлежит исправлению с отменой решения в полном объеме и принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Казани от 16 января 2014 года по данному делу отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Закирова З.Л. к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан о перерасчете пенсии и взыскании недоплаты.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.