Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Д.Н.Горшунова,
судей Р.С.Ибрагимова, Р.М.Нафикова,
при секретаре судебного заседания Р.Т.Низамовой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Р.С.Ибрагимова гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета Муниципального образования г.Казани Г.Ф.Мадияровой на решение Вахитовского районного суда г.Казани от 23 октября 2013 года, которым постановлено:
иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани по непринятию мер к освобождению оврага от отходов производства.
Обязать Исполнительный комитет Муниципального образования г.Казани и Открытое акционерное общество "Казанское пассажирское автотранспортное предприятие N1" произвести очистку оврага, прилегающего к территории Международного конноспортивного комплекса, расположенного по улице Космонавтов г.Казани от строительного мусора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Исполнительного комитета Муниципального образования г.Казани А.А.Валитову, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора В.А.Хисамову, представителя ООО "Казанский ипподром" Р.М.Нуртдинова, возражавших против удовлетворения жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Казани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ к Исполнительному комитету Муниципального образования г.Казани (далее - ИК МО г.Казани), ОАО "КПАТП-1" о признании незаконным бездействия по неприятию мер к освобождению оврага от отходов производства, обязании произвести очистку оврага.
В обоснование заявления указывается, что прокуратурой Советского района г.Казани проведена проверка исполнения действующего экологического законодательства при эксплуатации Международного конноспортивного комплекса (далее по тексту - МКСК), расположенного по адресу г. Казань, ул. П. Лумумбы, д.47а и городской ливневой канализации на основании обращения директора ООО "Казанский ипподром".
Прокурорской проверкой установлено, что городским муниципалитетом нарушаются требования действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении отходов производства и потребления.
Так, в соответствии с техническими условиями N 86 от 03.02.2005 года для отвода талых вод с территории, отведенной под МКСК спроектировано строительство канализации закрытого типа с выпуском в существующую дождевую канализацию М-4 Азино и М-2 жилого массива Большие Клыки. Согласно данным техническим условиям дождевая канализация МКСК выпущена в существующую систему дождевой канализации городского коллектора диаметром 1000мм со стороны ул. Космонавтов г.Казани.
Однако проверкой установлено, что согласно проекту строительства канализационной канализации МКСК указанный коллектор городской дождевой канализации имеет недостроенный участок и сброс ливневых стоков осуществляется в овраг по ул.Космонавтов г.Казани.
При этом, овраг со стороны ул.Космонавтов г.Казани, расположенный на муниципальной земле и куда осуществляется в отсутствие действующей городской канализации сброс дождевых и талых вод, завален строительным мусором, что подтверждается фотоматериалами.
Прокурор считает, что из-за завала оврага строительным мусором и не принятия со стороны ИК МО г. Казани мер к его очищению, указанное приводит к переполнению оврага талыми и дождевыми водами, сливающимися из городского коллектора, и к затоплению помещений и территории МКСК. Указанные нарушения являются недопустимыми.
Прокурор просит суд первой инстанции, признать бездействие ИК МО г.Казани по непринятию мер к освобождению оврага от отходов производства незаконными, обязать произвести очистку оврага от строительного мусора.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве соответчика привлечен арендатор спорного земельного участка ОАО "КПАТП-1".
В заседании суда первой инстанции прокурор заявление поддержал в полном объеме.
Представитель ОАО "КПАТП-1" в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления.
Представитель ООО "Казанский ипподром" в судебном заседании просила заявление удовлетворить.
Представитель ответчика ИК МО г.Казани, представители третьих лиц в заседание суда первой инстанции не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причина не явки суду не известна.
Судом первой инстанции принято решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Исполнительного комитета Муниципального образования г.Казани просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
При этом указывается, что судом первой инстанции не принято во внимание, что дирекцией МКСК не в полном объеме выполнено строительство коллектора и мероприятия по отводу дождевых и талых вод не выполняются.
Также в доводах жалобы указывается, что ответственность за организацию отвода дождевых и талых вод с территории МКСК несет собственник территории.
Кроме того, как указывается в жалобе, суд первой инстанции суд принял решение, не изучив обстоятельства дела.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ИК МО г.Казани А.А.Валитова доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала и просила обжалуемое решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Прокурор просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "Казанский ипподром" Р.М.Нуртдинов просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители иных лиц, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не представили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела к суду не обращались.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, заслушав пояснения представителя ИК МО г.Казани А.А.Валитовой, прокурора В.А.Хисамовой, представителя ООО "Казанский ипподром" Р.М.Нуртдинова, считает, что решение вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Главой 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Требованиями статьи 51 главы 7 указанного Федерального закона, с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 56 главы 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" при нарушении предусмотренных указанной главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании части 5 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлены требования к объектам размещения отходов на территориях муниципальных образований. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Частью 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов осуществляется за счет собственных средств юридических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об охране окружающий среды" хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (пункт 11 части 1 статьи 16 Закона).
В соответствии с пунктом 26 указанной статьи к вопросам местного значения городского округа также относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Согласно статье 8, части 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям городского округа в области обращения с отходами, захоронение отходов на территориях поселений запрещается.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Советского района г.Казани проведена проверка исполнения действующего экологического законодательства при эксплуатации Международного конноспортивного комплекса, расположенного по адресу г.Казань, ул. П.Лумумбы, д.47а и городской ливневой канализации на основании обращения директора ООО "Казанский ипподром".
Судом первой инстанции установлено, что согласно справки МУ "Центр надзора за состоянием объектов благоустройства г.Казани" коллектор городской дождевой канализации МКСК имеет недостроенный участок.
Из ответа ГКУ "Главное инвестиционно - строительное управление РТ", исследованного судом первой инстанции, следует, что из-за недостроенного трубопровода Ф1000мм М-4 Азино-1 дождевые воды сбрасывались в овраг. Выпуск ливневой канализации завален мусором.
Из фотоматериалов, приобщенных к материалам дела, следует, что овраг со стороны ул.Космонавтов г.Казани, расположенный на территории муниципального образования, куда осуществляется в отсутствие действующей городской канализации сброс дождевых и талых вод, завален строительным мусором.
Судом первой инстанции на основании данных фотоматериалов обоснованно отклонены доводы представителя ОАО "КПАТП-1" о том, что на территории арендуемого ответчиком участка какой-либо мусор отсутствует. Так, из фотоматериалов видно, что овраг, прилегающий к территории МКСК "Казанский ипподром" со стороны ул. Космонавтов г.Казани частично завален строительным мусором в виде бетонных плит, битого кирпича, деревянных отходов и иного мусора.
Удовлетворяя требования прокурора, суд обоснованно исходил из того, что бездействие ИК МО г.Казани по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки строительного мусора, в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
Судебная коллегия согласна с таким выводом суда, так как он является правильным основанным на обстоятельствах дела и требованиях закона.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены правильного решения суда.
Поскольку, как отмечено выше, в силу положений статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, нельзя согласиться с доводом апелляционной жалобы представителя заявителя о том, что коллектор ливневой канализации не достроен по вине дирекции МКСК и суд необоснованно обязывает ИК МО г.Казани и ОАО "КПАТП-1" очистить овраг от мусора для возможности в дальнейшем сливать дождевые и талые воды в овраг Международным конноспортивным комплексом. Обстоятельства строительства ливневой канализации не являлись предметом данного судебного разбирательства.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводы, опровергающие выводы суда, решение принято судом в соответствии с требованиями материального и процессуального законодательства, и оснований для его отмены, предусмотренных законом, не имеет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г.Казани от 23 октября 2013 по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Исполнительного комитета Муниципального образования г.Казани Г.Ф.Мадияровой - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.