Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Янсона А.С., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Фаизовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе
представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан - Шемякиной Л.А. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от
10 января 2014 года, которым частично удовлетворен иск Каримовой З.И., постановлено:
Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан предоставить Каримовой З.И. по договору социального найма жилое помещение в специализированном жилищном фонде для детей-сирот в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан.
В иске Каримовой З.И. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение в специализированном жилищном фонде для детей-сирот, возложении обязанности обеспечить временное проживание в отдельной благоустроенной квартире отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан - Шемякиной Л.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Каримовой З.И. - Зиновьевой Е.А., представителя Министерства земельных и имущественных отношений - Авдеева Д.А., возражавших доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Каримова З.И. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма. В обоснование требований указано, что постановлением Исполнительного комитета Большеякинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан N 8 от 01 октября 2010 года она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилой площади вне очереди и внесена в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, исходя из даты постановки на учет под N 26. Поскольку до настоящего времени ей по окончании пребывания в образовательном учреждении для детей-сирот жилое помещение не предоставлено, просит обязать ответчиков предоставить по договору социального найма жилое помещение в специализированном жилищном фонде для детей-сирот в пределах г. Зеленодольска Республики Татарстан, возложив на ответчиков в случае отсутствия свободных жилых помещений обязанность по обеспечению временного проживания истца в отдельной благоустроенной квартире в пределах г. Зеленодольска, отвечающей санитарным и техническим нормам и правилам, площадью не менее установленной жилищным законодательством.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал.
Представитель ответчика - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан иск не признал.
Представитель ответчика - Министерства образования и науки Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель третьего лица - Исполнительного комитета
г. Зеленодольска с иском не согласился.
Представитель третьего лица - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещен.
Судом постановлено решение в вышеуказанной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что с 01 января 2013 года полностью изменен порядок предоставления жилья той категории граждан, к которой относится истица. Жилье подлежит представлению не по договору социального найма, а в качестве специализированного, перестал действовать порядок внеочередного предоставления жилья. Считает, что обжалуемое решение суда неисполнимо, поскольку Министерство образования и науки Республики Татарстан не имеет полномочий на заключение договоров социального найма с данной категорией граждан. Кроме того, уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по формированию и управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Каримовой З.И., представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан возражали доводам апелляционной жалобы.
Представители третьих лиц - Исполнительного комитета
г. Зеленодольска, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан в судебное заседание не явились, извещены.
Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно.
В соответствии с положениями части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям частей 1, 3, 7, 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Республике Татарстан определяется Законом Республики Татарстан от
12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан".
В соответствии со статьей 1 указанного Закона Республики Татарстан в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат:
1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.
Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган) по месту жительства, а в случае невозможности определения их постоянного места жительства - по месту пребывания указанных лиц в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В случае отсутствия на момент предоставления жилого помещения детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда по месту их жительства в границе соответствующего населенного пункта указанным лицам с их согласия предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда в другом населенном пункте в границах Республики Татарстан.
Из материалов дела следует, что Каримова З.И. 1990 года рождения являлась ребенком-сиротой. Согласно Постановлению администрации
г. Волжска Республики Марий Эл от 01 июня 1999 года над Каримовой З.И. до её совершеннолетия была установлена опека Рагимовой Г.А., приходящейся ей тетей. В 2006 году опека снята в связи с достижением истицей совершеннолетия.
Истица зарегистрирована по адресу: "адрес" .
Постановлением Исполнительного комитета Большеякинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан N 8 от 01 октября 2010 года истица включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа с правом предоставления жилого помещения вне очереди.
18 марта 2011 года истица обратилась в Исполнительный комитет
г. Зеленодольска с заявлением о включении ее в списки на получение жилищного сертификата.
Принимая решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от
04 мая 2013 года N 312 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями определено Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку в соответствии с нормами действующего законодательства истица имеет право на предоставление ей жилого помещения в специализированном жилом фонде для детей-сирот в Зеленодольском районе Республики Татарстан, а в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04 мая 2013 года N 312 обязанность по предоставлению лежит на Министерстве образования и науки Республики Татарстан.
Между тем судебная коллегия, считает необходимым исключить из мотивировочной и резолютивной части решения суда указание на предоставление жилого помещения Каримовой З.И. по договору социального найма, поскольку согласно статье 5 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8- ЗРТ "Обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республики Татарстан" указанная категория лиц, к которой относится истица, подлежит обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости постановленного решения суда несостоятельны, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 10 января 2014 года по данному делу оставить без изменения, исключив из мотивировочной и резолютивной части решения указание на предоставление Каримовой З.И. жилого помещения по договору социального найма.
Апелляционную жалобу представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан оставить без удовлетворения,
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.