Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Э.С. Каминского,
судей Ю.Р. Мочаловой, Э.Р. Сайдашевой,
при секретаре Р.Ф. Абрарове
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционной жалобе А.Р. Зиганшина на решение Приволжского районного суда города Казани от 30 января 2014 года, которым постановлено:
заявление удовлетворить.
Прекратить действие права А.Р. Зиганшина , "дата" , на управление транспортными средствами.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения А.Р. Зиганшина и его представителя Р.Х. Бурханова в поддержку апелляционной жалобы, прокурора Н.Р. Галеева, представителей ГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" Ф.М. Муратова, В.В. Куринного, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Альметьевский городской прокурор (далее - прокурор), действуя в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о прекращении действия права А.Р. Зиганшина на управление транспортными средствами.
В обоснование требований указал, что А.Р. Зиганшин, несмотря на наличие медицинских психиатрических противопоказаний, имеет право управления транспортными средствами по категориям "А", "В", "С" на основании водительского удостоверения 16 ТМ N 071441 от 12 марта 2003 года. Согласно заключению врачебной комиссии филиала ГУЗ РНД МЗ РТ "Альметьевский наркологический диспансер" ответчик состоит на учете у врача нарколога с диагнозом синдром зависимости от алкоголя, признан врачебной комиссией не годным к управлению автотранспортом. Таким образом, по мнению прокурора, действие права А.Р. Зиганшина на управление транспортными средствами должно быть прекращено в связи с ухудшением его здоровья на почве злоупотребления наркотическими средствами, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами.
В судебном заседании представитель прокурора заявление поддержал.
А.Р. Зиганшин и его представитель требования не признали.
Представители третьих лиц ГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан", Филиала ГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" - Альметьевский наркологический диспансер в суд не явились.
Суд принял решение об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе А.Р. Зиганшин просит об отмене решения суда, указывая, что суд не дал оценки допущенному нарушению закона сотрудниками Альметьевского наркологического диспансера при вынесении заключения о признании ответчика не годным к управлению транспортным средством. При этом приводит положения федеральных законов "О наркотических средствах и психотропных веществах", "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", а также нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих вопросы постановки на учет и установления диагноза больным наркоманией и хроническим алкоголизмом. Полагает, что имело место нарушение требований закона, повлекшее нарушение прав А.Р. Зиганшина и стороны прокурора.
Также ссылается на то обстоятельство, что судом незаконно отказано в принятии встречного заявления А.Р. Зиганшина об оспаривании заключения врачебной комиссии Альметьевского наркологического диспансера и бездействия районного прокурора, не принявшего мер реагирования.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Частью 3 статьи 8 "Конвенции о дорожном движении", заключенной в Вене 8 ноября 1968 года установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно статье 5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (ст. 23 названного Федерального закона).
Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предусмотрены основания прекращения действия права на управление транспортными средствами, одним из которых является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N377 определены медицинские психиатрические противопоказания для водителей транспортных средств.
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным указанным выше Постановлением, установлено, что управление транспортным средством категории "B", "C" возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Ремиссией после лечения алкоголизмом или наркоманией, токсикоманией является воздержание от приема алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ, а стойкая ремиссия - это выздоровление.
В соответствии с приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР N704 от 12 сентября 1988 года "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями", срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом - 3 года.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, А.Р. Зиганшин имел право на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения 16 ТМ N 071441 от 12 марта 2003.
15 мая 2013 года, в связи с истечением срока действия водительского удостоверения 16 ТМ N 071441 от 12 марта 2003 года, А.Р. Зиганшину выдано водительское удостоверение 16 14 N 851472.
В соответствии с медицинским заключением (справка ВК N 1326, выданная Альметьевским наркологическим диспансером) А.Р. Зиганшин не годен к управлению транспортными средствами.
По ходатайству ответчика и его представителя судом первой инстанции была назначена судебная наркологическая экспертиза, по результатам которой А.Р. Зиганшин страдает хроническим алкоголизмом и наркоманией; в настоящее время является негодным к управлению транспортными средствами до установления врачебной комиссией ГАУЗ "РНД МЗ РТ" стойкой ремиссии 3 года, после прохождения динамического наблюдения у врача психиатра-нарколога по месту регистрации с тестированием биологических средств на наркологические вещества.
Также в заключении указано, что А.Р. Зиганшин неоднократно привлекался к административной ответственности в связи с нахождением в общественном месте в нетрезвом состоянии и управлением транспортным средством в состоянии опьянения (2002 год, 2003 год, 2005 год, 2008 год, 2010 года, 2011 год). В апреле 2010 года по результатам медицинского освидетельствования (клинические признаки опьянения, при химико-токсическом исследовании выявлен морфин) вынесено заключение "установлено состояние опьянения". В июле 2012 года А.Р. Зиганшин проходил стационарный курс лечения в ГАУЗ "РНД МЗ РТ" с диагнозом: "синдром зависимости от алкоголя, средняя стадия, фаза обострения, абстинентный синдром". Учитывая давность употребления наркотических веществ гр. А.Р. Зиганшиным (первое употребление в 1998 году, последнее употребление морфина зафиксировано в мае 2010 года), продолжение употребление их несмотря на предупреждение об юридической ответственности за немедицинское потребление наркотических веществ, рост толерантности (переход от интроназального на внутривенный путь употребления наркотических средств), сформированную психическую и физическую зависимость в виде разбитости, депрессии, насморка, отсутствие аппетита, поверхностного сна, а также имеющееся сопутствующее заболевание - вирусный гепатит "С" и наличие склерозированных следов от внутривенных инъекций в области кубитальных вен - "дорожек", можно вынести заключение о сформировавшейся зависимости у А.Р. Зиганшина к наркотическим веществам опийной группы.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требования Альметьевского городского прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность принятого судом решения, так как они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, при этом они были предметом судебного разбирательства и им дана надлежащая правовая оценка в решении, с которой судебная коллегия согласна.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что при разрешении спора судом правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда мотивированны, соответствуют обстоятельствам дела и закону.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани от 30 января 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу А.Р. Зиганшина - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.