Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Абдуллаева Б.Г.,
судей Вишневской О.В., Насретдиновой Д.М.,
при секретаре судебного заседания Аймалетдиновой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишневской О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ново-Савиновском районе города Казани Республики Татарстан на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 21 января 2014 года, которым постановлено:
Иск Нигматова А.К. к Управлению Пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г. Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с тяжелыми условиями труда, включении периодов в специальный стаж и возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г. Казани включить в специальный стаж Нигматова А.К. периоды его работы с 2 сентября 1976 года по 6 июля 1979 года в должности электросварщика 2-го разряда в Казанском специализированном отделении "Сельхозтехника", с 1 января 1981 года по 16 марта 1981 года в должности электросварщика в Татарском Республиканском объединении ремонта и изготовлении мебели "Татмебельсбыт", с 18 марта 1981 года по 10 декабря 1986 года в должности электросварщика 5-го разряда в цехе ОГЭ Казазервинзавод.
Признать право Нигматова А.К. на досрочную пенсию в связи с тяжелыми условиями труда.
Обязать Управление Пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г. Казани назначить Нигматову А.К. досрочную пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с "дата" .
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика в поддержку жалобы, возражения истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нигматов А.К. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ново-Савиновском районе города Казани Республики Татарстан (далее - УПФР) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснования иска указал, что "дата" обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением УПФР ... от "дата" ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. В специальный стаж истца не включены следующие периоды: с 02.09.1976 по 06.07.1979 в качестве электросварщика 2 разряда в Казанском специализированном отделении "Сельхозтехника"; с 01.01.1981 по 16.03.1981 в качестве электросварщика в Татарском Республиканском объединении ремонта и изготовления метели "Татмебельбыт"; с 18.03.1981 по 10.12.1986 в качестве электросварщика 5 разряда в цехе ОГЭ "Казазервинзавод". Не согласившись с решением пенсионного органа истец, с учетом уточнения заявленных требований просил признать право на досрочную трудовую пенсию в связи с тяжелыми условиями труда, включить в специальный стаж вышеназванные периоды и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с "дата" .
В судебном заседании истец требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд принял решение об удовлетворении заявленных требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает, что судом необоснованно включены спорные периоды работы истца, так как документов о характере работы в судебное заседание представлено не было. Апеллянт указывает, что в пункте "б" Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочной назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при досрочном назначении пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 26.01.1991 N10. Списком N2 должность электросварщика поименована в разных позициях и согласно ЕКТС имеют разные должностные обязанности. Кроме того, истцом не доказана постоянная занятость в течение полного рабочего дня.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы жалобы поддержал, истец просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на 1 год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Нигматов А.К., "дата" года рождения, "дата" обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 27 вышеуказанного Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением пенсионного органа ... от "дата" Нигматову А.К. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа 6 лет 3 месяцев.
В специальный стаж не включены периоды работы: с "дата" по "дата" в качестве электросварщика 2 разряда в Казанском специализированном отделении "Сельхозтехника"; с "дата" по "дата" в качестве электросварщика в Татарском Республиканском объединении ремонта и изготовления метели "Татмебельбыт"; с "дата" по "дата" в качестве электросварщика 5 разряда в цехе ОГЭ "Казазервинзавод". При этом специальный стаж истца исчислен ответчиком в 11 месяцев 6 дней.
Разрешая спор и постановляя решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, исходя из имеющихся доказательств, полагал подтвержденным занятость истца в оспариваемые периоды в пределах полного рабочего дня именно на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных соответствующим Списком N2, с чем соглашается и судебная коллегия.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт "б" пункта 1) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N2 производств, работ, профессий, должностей, показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10.
При этом время выполнявшихся до 01 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N2 производств, цехов, профессий, должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце 1 настоящего подпункта.
Действовавшим в спорный период Списком N2 от 1956 года в разделе "Общие профессии" были названы должности "газосварщики и подручные" и "электросварщики и их подручные".
Последующим же Списком N2 1991 года в разделе "Общие профессии" поименованы должности "электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вещества не ниже 3 класса опасности" (код позиции 23200000-19756), "электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах" (код позиции 23200000-19905), а также "электросварщики ручной сварки" (код позиции 23200000-19906).
Таким образом, относительно выполнявшихся до 01 января 1992 года работ в должности электросварщика соответствующий Список N2 от 1956 года не содержал требования о необходимости подтверждения занятости на конкретных видах сварочных работ, в том числе на ручной сварке.
Кроме того, в силу разъяснения Пенсионного фонда Российской Федерации в письме от 19 марта 2004 года в случае, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения представляется возможным сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N1 и N2, утвержденными постановлениями Совета Министров СССР от 22 августа 1956года N1173 или Кабинета Министров СССР от 26 января 1991года N10, то период работы в этой организации и должности, протекавшей до 01января 1992 года, засчитывается в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Из совместного информационного письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 2 августа 2000 года за N3073-17 и N06-27/7017 следует, что "электрогазосварщик" и "газоэлектросварщик" представляют из себя разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N2 как электрогазосварщики.
Судом первой инстанции установлено, что истец в спорные периоды, подпадающие под правовое регулирование до 1 января 1992 года, работал в должности электрогазосварщика, что ответчиком не отрицается.
При этом сведений относительно принятия истца на работу и выполнения им работы на условиях неполного рабочего дня в трудовой книжке, как и в иных имеющихся в деле документальных доказательствах не содержится.
Таким образом, оснований полагать, что работа истца в эти периоды проходила в режиме неполной занятости, не имеется.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, опровергающих эти выводы, ответчиком вопреки предписанию части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
По приведенному основанию отклоняется соответствующий довод апелляционной жалобы об отсутствии документальных доказательств, свидетельствующих о характере выполняемых истцом работ, а также о занятости его на условиях полного рабочего дня в спорный период.
При таких данных судом первой инстанции правомерно удовлетворен заявленный Нигматовым А.К. иск о включении в специальный стаж периодов его работы с 02.09.1976 по 06.07.1979 в качестве электросварщика 2 разряда в Казанском специализированном отделении "Сельхозтехника"; с 01.01.1981 по 16.03.1981 в качестве электросварщика в Татарском Республиканском объединении ремонта и изготовления метели "Татмебельбыт"; с 18.03.1981 по 10.12.1986 в качестве электросварщика 5 разряда в цехе ОГЭ "Казазервинзавод".
Учитывая, что истец, "дата" года рождения, выработал специальный стаж продолжительностью 9 лет 8 месяцев 22 дня, то с применением правила уменьшения пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года и 6 месяцев работы, суд правомерно признал за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с "дата" .
Таким образом, оснований для отмены решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется. При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании, а поэтому оснований к отмене решения суда в апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 21 января 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ново-Савиновском районе города Казани Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.