Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Галиевой А.С. и Нурмиева М.М.,
при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Галиевой А.С. гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" на решение Приволжского районного суда г. Казани от 17 января 2014 года, которым постановлено:
Исковое заявление удовлетворить.
Признать Распоряжение главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г. Казани от 15 августа 2013 года за N ... об отказе Вафиной Г.И. с семьей в составе четырех человек в подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным.
Обязать муниципальное казенное учреждение "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" поставить Вафину Г.И. с семьей в составе четырех человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Гарифуллиной Л.Т., представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - Зиангировой И.Я. в поддержку апелляционной жалобы, представителя Вафиных Г.И., И.И. - адвоката Набиуллина Ф.К., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вафина Г.И., Вафин И.И. обратились в суд с иском к муниципальному казенному учреждению "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее по тексту - МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани"), Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее по тексту - ИК МО г. Казани) о признании решения жилищной комиссии незаконным, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований указано, что Вафин И.И. является инвалидом с детства, первично инвалидность установлена 30 марта 2004 года. В 2001 году семья Вафиных поставлена на учет по обеспечению жилой площадью на льготных условиях. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N ... семья Вафиных, как семья, имеющая ребенка-инвалида, была включена в республиканский реестр граждан-получателей субсидии федерального бюджета. В 2007 году между Вафиной Г.И. и некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (далее по тексту - НО ГЖФ) заключен договор социальной ипотеки, на основании которого согласно протоколу от 30 апреля 2010 года истицам предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес" . При этом истцы полагали, что часть квадратных метров предоставленного жилого помещения на льготных основаниях будет оплачена за счет средств (субсидии) федерального бюджета. Согласно выписке из Распоряжения главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани от 15 августа 2013 года N ... семье Вафиных отказано в подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью общей площадью жилья на одного члена семьи более учетной нормы. Истицы считают данное распоряжение незаконным.
В судебном заседании представитель Вафина И.И. иск поддержал.
Представитель ИК МО г. Казани, МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" в судебном заседании иск не признала.
Представитель третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республике Татарстан в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Судом принято решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права. Указывает, что Вафиной Г.И. утрачены основания, дающие ей право на получение жилого помещения, в связи с обеспеченностью общей площадью жилья на каждого члена семьи более учетной нормы. Также отмечает, что действующим законодательством не предусмотрена возможность погашения кредита средствами субсидии, предоставляемой из средств федерального бюджета.
Вафина Г.И., Вафин И.И. в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены. Интересы Вафиных Г.И., И.И. по ордеру представляет адвокат Набиуллин Ф.К. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В силу статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В силу статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года
N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В силу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из Постановления главы администрации Приволжского района от 02 марта 2001 года N ... Вафина Г.И. в составе семьи из трех человек принята на учет по обеспечению жилой площадью на льготных основаниях.
Вафин И.И., "дата" рождения, является инвалидом с детства, первично инвалидность установлена 30 марта 2004 года.
Согласно справке ... от 17 октября 2013 года инвалидность Вафину И.И. в настоящее время установлена бессрочно, он является инвалидом третьей группы с детства.
19 октября 2007 года между Вафиной Г.И., действующей также в интересах несовершеннолетних детей ФИО3 , Вафина И.И., ФИО4 и НО ГЖФ заключен договор социальной ипотеки N ...
На основании протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры от 30 апреля 2010 года к вышеуказанному договору социальной ипотеки семье Вафиных передана квартира N "адрес" , площадью 89,4 кв. м, на условиях выкупа.
Согласно выписке из распоряжения главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани от 15 августа 2013 года N ... "О гражданах-получателях субсидии на приобретение жилья" семье Вафиной Г.И. отказано в подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью общей площадью жилья на одного члена семьи более учетной нормы. Совокупный уровень обеспеченности общей площадью жилья на каждого члена семьи составляет 21,75 кв. м.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что приобретение вышеуказанного жилого помещения явилось для истцов вынужденной мерой, семья Вафиных принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, свое право на бесплатное получение жилья истцы не реализовали.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В Республике Татарстан обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан", в соответствии с которым формой улучшения жилищных условий вышеуказанной категории граждан, вставших на учет по обеспечению жильем до 01 января 2005 года, определено предоставление субсидий на приобретение жилья.
На основании списков, полученных от исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан, Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан сформирован сводный республиканский реестр граждан-получателей указанных субсидий в той же хронологической последовательности, в какой граждане-получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с вышеприведенным Положением исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан в месячный срок осуществляют актуализацию списков в части нуждаемости в улучшении жилищных условий и совместно с территориальными органами социальной защиты Министерства в части принадлежности к льготной категории уведомляют получателя субсидии о выделении ему средств из федерального бюджета и возможности выбора квартир в жилых помещениях, строительство которых профинансировано специализированной организацией, под расписку.
После получения гражданами уведомления о выделении средств на приобретение жилья, получатели субсидий заключают договор со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина либо иной договор, обеспечивающий лицо из числа инвалидов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 кв. м, а также с паспортом обращаются в соответствующее отделение банка для открытия отдельного блокированного целевого лицевого счета.
При проведении в 2013 году ежегодной актуализации списков в части нуждаемости в улучшении жилищных условий исполнительными комитетами муниципальных образований совместно с территориальными органами социальной защиты Министерства в части принадлежности к льготной категории было выявлено, что Вафиной Г.И. и Вафиным И.И. улучшены жилищные условия путем заключения договора социальной ипотеки от
19 октября 2007 года N ...
Министерство труда, занятости и социальной защиты граждан Республики Татарстан на основании Распоряжения Главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани от 15 августа 2013 года N ... о снятии Вафиной Г.И. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий распоряжения исключило Вафину Г.И., Вафина И.И. из республиканского реестра получателей субсидии.
Положение о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, не предусматривает выделение субсидии на погашение задолженности за уже приобретенную жилую площадь.
Таким образом, истицами нарушен порядок реализации ими права на получение субсидии на улучшение жилищных условий, определенный жилищным законодательством и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N 275.
Кроме того, истцы реализовали свое право на улучшение жилищных условий в льготном порядке приобретения жилья путем заключения договора социальной ипотеки.
Вместе с тем, по смыслу статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий носит исключительный характер, принятый на учет сохраняет право состоять на учете впредь до получения жилого помещения или удовлетворения иным путем его жилищных потребностей либо возникновения прямо указанных в законе обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета.
Из приведенной нормы права следует, что граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года, могут быть сняты с учета в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Соответственно, снятие Вафиной Г.И. с учета могло производиться при наличии оснований, указанных в статье 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки ее на учет.
Согласно пункту 1 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения
Основанием для снятия с учета являлось улучшение гражданами жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляла более 7 кв. м и отпали другие основания для предоставления другого помещения (пункт 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, Татарского Республиканского Совета профсоюзов от 24 января 1992 года N 28).
Из материалов дела видно, что жилищные условия истцов изменились, в настоящее время обеспеченность жилой площадью каждого члена семьи Вафиной Г.И. составляет 12,475 кв. м, общей площадью - 21,75 кв. м.
Таким образом, и по нормам ранее действовавшего жилищного законодательства у семьи Вафиных отпали основания для предоставления жилого помещения, поэтому состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий они не имеют права.
Само по себе наличие у Вафина И.И. третьей группы инвалидности не является самостоятельным основанием нуждаемости в улучшении жилищных условий. Истцом не представлено доказательств наличия у него заболевания, указанного в Перечне заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеуказанных правовых норм, судебная коллегия полагает, что оснований для сохранения в настоящее время за истцами права состоять на жилищном учете до получения ими субсидии на приобретение жилья не имеется, поскольку отпали основания для предоставления жилого помещения в результате улучшения жилищных условий.
Таким образом, судебная коллегия считает распоряжение Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани от 15 августа 2013 года N ... законным, вынесенным в соответствии с требованиями действующего законодательства.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе удовлетворении исковых требований Вафиной Г.И., Вафина И.И.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда г. Казани от 17 января 2014 года по данному делу отменить и вынести новое решение.
В удовлетворении исковых требований Вафиной Г.И. , Вафина И.И. о признании незаконным Распоряжения главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани за N ... от 15 августа 2013 года и возложении обязанности по восстановлению Вафиной Г.И. с семьей в составе четырех человек в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.