Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Янсона А.С., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Фаизовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе
Ибрагимова Ф.А. на решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 27 января 2014 года, которым постановлено:
В иске Ибрагимову Ф.А. к Исполнительному комитету Елабужского муниципального района, отделу Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Татарстан в Елабужском районе о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, обязании постановке на регистрационный учет, обязании не препятствовать регистрации по месту жительства по адресу: "адрес" отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ибрагимов Ф.А. обратился с иском к Исполнительному комитету Елабужского муниципального района о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, постановке на регистрационный учет. В обоснование требований указано, что с 19 ноября 2001 года вселен и проживает в служебной квартире "адрес" площадью 45,40 кв. м. Со времени вселения в квартире произвел улучшения, а именно: отремонтировал, поставил новый газовый котел, частично заменил электропроводку, привел в порядок двор, изготовил и поставил ворота. В октябре 2013 года обратился к ответчику с заявлением о постановке на регистрационный учет, однако получил отказ со ссылкой на статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Считает, что отказ является неправомерным, в связи с чем просил обязать ответчика и отдел по распределению жилья зарегистрировать его по месту жительства.
В судебном заседании истец, его представитель требования поддержали.
Представитель Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан иск не признал, пояснив, что спорное жилье является муниципальной собственностью, руководитель обслуживающей организации МПО ЖХиБ вселил истца в спорное жилое помещение без согласия собственника, ордер на вселение истцу не выдавался. Дом, в котором находится квартира истца, в плохом состоянии, статус ветхости с дома не снят. Ранее проживавшая в спорной квартире семья получила другую квартиру по программе переселения из ветхого.
Привлеченный к участию в деле в качестве соответчика представитель отдела Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Татарстан в Елабужском районе в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не известил.
Представитель третьего лица - Региональной общественной организации инвалидов "Закал" считает требования истца подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено решение об отказе в иске в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Ибрагимов Ф.А. просит решение отменить, как незаконное и необоснованное. Указывает, что в спорное жилое помещение он вселялся не самовольно. Более того, заключил договор на поставку газа, электроэнергии, водоснабжения, оплачивает эти услуги. Пользуется квартирой непрерывно с 2001 года. Дом, в котором находится спорная квартира, не числится в списке аварийного жилья и подлежащего сносу.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Исходя из содержания статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления от 04 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, Определения от 13 июля 2000 года N 185-О и от 6 октября 2008 года N 619-О-П).
Согласно части 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил регистрации предусмотрено, что органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.
В силу пунктом 3 Правил регистрации местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
В соответствии с указанными Правилами регистрации, для регистрации по месту жительства гражданин предъявляет документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ),
Согласно пункту 5 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года N 25 право пользования жилым помещением имеют:
наниматель жилого помещения (далее - наниматель) и члены его семьи - по договору социального найма жилого помещения;
наниматель и граждане, постоянно проживающие с нанимателем, - по договору найма жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов коммерческого использования;
наниматель и члены его семьи - по договору найма специализированного жилого помещения;
собственник жилого помещения и члены его семьи;
член жилищного или жилищно-строительного кооператива и члены его семьи.
В соответствии со статьей 47 Жилищного кодекса РСФСР (введенного в действие Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1983 года, утратившего силу с 01 марта 2005 года), на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдавал гражданину ордер, который являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Из материалов дела следует, что Ибрагимов Ф.А. на основании приказа
N 172-к от 10 августа 2001 года принят на работу плотником 4 разряда в МПО ЖХиБ, 30 ноября 2003 года уволен с работы.
Истец с 27 декабря 1994 года по 27 января 2012 года состоял на регистрационном учете по адресу: "адрес" .
Как установлено судом первой инстанции истец проживает в квартире "адрес" . 09 июня 2009 года по месту жительства установил отопительный газовый котел.
08 октября 2013 года истец обратился к руководителю Исполнительного комитета Елабужского муниципального района о регистрации по месту жительства в квартире "адрес" , поскольку эта квартира была ему предоставлена как служебная, проживает он в ней с 2001 года, оплачивает жилищно-коммунальные услуги.
В ответе на его заявление ответчиком указано, что жилые помещения предоставляются по договору социального найма гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что дом, в котором находится спорная квартира, является муниципальной собственностью, документов, свидетельствующих о наличии у руководителя МПО ХКиБ полномочий по вселению истца в спорную квартиру, не представлены. Таким образом, вселение Ибрагимова Ф.А. в спорную квартиру неуполномоченным лицом, проведение в квартире улучшений, оплата жилищно-коммунальных услуг не является основанием для удовлетворения его требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необоснованности заявленных требований Ибрагимова Ф.А., поскольку для регистрации по месту жительства согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, гражданин предъявляет документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ),
У истца отсутствуют документы, подтверждающие его право на вселение в спорное жилое помещение.
Вместе с тем, истец не лишен права в случае признания за ним права пользования спорным жилым помещением, заключения договора найма спорного жилого помещения, обратится в территориальный орган Федеральной миграционной службы о регистрации по месту жительства.
Поэтому доводы апелляционной жалобы о проживании истца в спорном жилом помещении, несения им расходов по оплате коммунальных услуг и произведенных улучшениях спорного жилого помещения, не влекут отмену постановленного решения; истцом не были заявлены требования о заключении с ним договора найма спорного жилого помещения.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от
27 января 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ибрагимова Ф.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.