Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи О.А. Бегишева,
судей А.Х. Хисамова, Р.Р. Хасаншина,
при секретаре судебного заседания А.Ф. Гильмутдиновой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.А. Бегишева гражданское дело по апелляционной жалобе И.М. Юшкова на решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 17 января 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска И.М. Юшкова к Муниципальному казенному учреждению Земельно-имущественной палате Елабужского муниципального района Республики Татарстан об обязании внеочередного выделения и передачи в собственность на безвозмездной основе земельного участка для строительства индивидуального жилого дома отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения И.М Юшкова в поддержку доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.М. Юшков обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению Земельно-имущественной палате Елабужского муниципального района Республики Татарстан об обязании выделения земельного участка вне очереди.
В обоснование заявленных требовании указал, что 12 ноября 2013 года он получил ответ на свое заявление на имя главы ЕМР Республики Татарстан о выделении вне очереди, на безвозмездной основе, земельного участка в черте городской застройки для строительства индивидуального жилого дома в виде социальной поддержки граждан гарантированной государством пунктом 9 статьи 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и статьи 6 Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175 - ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Принятым руководителем Земельно-имущественной палаты решением за ним признано право на получение указанной социальной поддержки, но в выделении земельного участка отказано, так как данный вопрос не урегулирован действующим законодательством.
Просил суд обязать Муниципальное казенное учреждение Земельно-имущественную палату Елабужского муниципального района Республики Татарстан выделить вне очереди, без участия в торгах, в микрорайонах "адрес" земельный участок площадью 15 соток по его кадастровой стоимости для строительства индивидуального жилого дома.
В судебном заседании 15 января 2014 года И.М. Юшков уточнил исковые требования и просил суд обязать Муниципальное казенное учреждение Земельно-имущественную палату ЕМР РТ обеспечить социальную поддержку И.М. Юшкову гарантированную Российской Федерацией пунктом 9 части 2 статьи 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 путем внеочередного выделения и передачи ему в собственность на безвозмездной основе земельного участка для строительства индивидуального жилого дома площадью от 10 до 15 соток в микрорайоне "Сосновка" или в другом районе городской застройки по согласованию сторон.
В суде первой инстанции И.М. Юшков уточненные исковые требования поддержал.
Представитель Муниципального казенного учреждения Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан Чершинцева К.В. уточненные исковые требования не признала.
Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе И.М. Юшков выражает несогласие с решением суда, указывая, что судом первой инстанции неверно истолкованы и применены к рассматриваемым правоотношениям номы права. П.9 ст. 17 гарантирует меру социальной поддержки гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным из зоны отселения внеочередное получение земельных участков, нуждаемость в улучшении жилищных условий в качестве основания получения земельного участка в данном случае не предусмотрена. Более того, собственником помещения в котором он сейчас зарегистрирован он не является и иного жилья не имеет
В суде апелляционной инстанции И.М. Юшков апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Часть 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Елабужского городского суда Республики Татарстан от 10 апреля 2009 года установлен факт проживания истца Юшкова И.М. с 8 марта 1948 года по октябрь 1955 года на затопляемой радиоактивно загрязненной территории вдоль реки Теча и добровольном переселении в октябре 1955 года с затопляемой территории в пределах с. Лобаново Катайского района Курганской области.
Согласно удостоверению серии У N 013040 выданного 30 сентября 2009 года И.М. Юшков выехал добровольно из населенного пункта с. Лобаново Катайского района Курганской области в 1955 году, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и он имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в пункте 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Из справки начальника отдела социальной защиты Министерства труда занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Елабужском муниципальном районе N 366 от 2 декабря 2013 года усматривается, что И.М. Юшков состоит на учете в органах социальной защиты как гражданин, добровольно выехавший в 1957 году из населенного пункта с. Лобаново Катайского района Курганской области вследствие аварии на ПО Маяк.
На заявление И.М. Юшкова от 14 октября 2013 года о внеочередном выделении ему на безвозмездной основе земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, 17 октября 2013 года за N 5057 председателем Муниципального казенного учреждения Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан был дан ответ, которым в выделении земельного участка было отказано, так как данный вопрос не урегулирован действующим законодательством.
Пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244 - 1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Пункт 9 статья 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244 - 1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" устанавливает, что гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3 - 12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются: внеочередное получение земельных участков и приобретение строительных материалов для строительства индивидуальных жилых домов.
По смыслу Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244 - 1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и статьи 17 данного Закона земельные участки указанной категории граждан предоставляются в связи с нуждаемостью в жилье для индивидуального жилищного строительства.
Согласно п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что по смыслу ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" земельные участки предоставляются в связи с нуждаемостью в жилье для индивидуального жилищного строительства.
При этом суд первой инстанции правомерно указал, что указанный вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 1997 года N 84-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Президента Российской Федерации в части, касающейся отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Из которой следует, что действующее законодательство (жилищное, земельное, Закон Российской Федерации от 22 января 1993 года "О статусе военнослужащих" с изменениями и дополнениями) предусматривает возможность выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство не только в порядке очередности, но и в первоочередном или внеочередном порядке из имеющегося фонда земель, предназначенных на эти цели, в соответствующем поселке, районе, городе, области.
При этом льготный порядок предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в законодательстве обычно предопределен нуждаемостью в улучшении жилищных условий. Внеочередное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, также является адресной льготой, направленной на то, чтобы эти лица могли получить жилье в местности, не подверженной радиационному загрязнению. Необходимо иметь в виду также, что если до внесения изменений в указанную норму нуждаемость в улучшении жилищных условий была подразумеваемым основанием для предоставления данной льготы, то теперь это основание закреплено в законе.
Существование данной льготы социально оправдано только в том случае, если она адресована нуждающимся в улучшении жилищных условий. Следовательно, внесенное изменение не нарушает конституционного права на жилище, а лишь уточняет льготный порядок его реализации.
Доводы апелляционной жалобы истца направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Приведенные выше положения Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244 - 1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не свидетельствуют о том, что право на первоочередное предоставление земельного участка гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС является безусловным. Оно подлежит реализации с учетом обстоятельств, связанных с нуждаемостью их в улучшении жилищных условий.
В суде апелляционной инстанции И.М Юшков не оспаривал того, что он на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит. Документы, необходимые для постановки на учет, не предоставлял ответчику.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции следует признать правильными, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено соответствующее требованиям материального и процессуального закона решение, которое подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 17 января 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу И.М. Юшкова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.