Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Губаевой Н.А.,
судей Вишневской О.В., Насретдиновой Д.М.,
при секретаре судебного заседания Гордеевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Губаевой Н.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Токмакова И.В. на решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 22 января 2014 года, которым постановлено:
исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N11 по Республике Татарстан удовлетворить.
Взыскать с Токмакова И.В. в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N11 по Республике Татарстан земельный налог в размере 63149,71 рублей и пени в размере 452,89 рублей
В удовлетворении встречного иска Токмакова И.В. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России. N11 по Республике Татарстан отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения в поддержку апелляционной жалобы представителя Токмакова И.В. - Токмакова А.В., возражения представителя МИФНС России N11 по РТ - Соколова Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N11 по Республике Татарстан (далее МИФНС России N11 по РТ) обратилось в суд с иском к Токмакову И.В. о взыскании земельного налога и пени.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчик имеет в пользовании земельные участки, расположенные по адресу:
РТ, г. "адрес" , с кадастровым номером ... , общей площадью "данные изъяты" кв.м., сумма налога составила 75136 рублей 74 копеек и по адресу: РТ, г. "адрес" , с кадастровым номером ... , общей площадью "данные изъяты" кв.м., сумма налога составила 62101 рубль 36 копеек. 15.03.2013 года мировым судьей Заинского района и г. Заинска вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности, который определением мирового судьи Заинского района от 24.05.2013 года был отменен. Сумма земельного налога была частично уменьшена налоговым органом в связи с частичной оплатой, поступившей от ответчика. Истец просит взыскать сумму земельного налога в сумме 63149 рублей 71 копейка и пени по земельному налогу в размере 452 рубля 89 копеек.
Токмаков И.В. обратился со встречным иском к МИФНС России N 11 по РТ, указав, что по состоянию на 01.01.2010 года рыночная стоимость: земельного участка с кадастровым номером ... , общей площадью "данные изъяты" кв.м. составляет 1191000 рублей; земельного участка с кадастровым номером ... , общей площадью "данные изъяты" кв.м. составляет 1455000 рублей. В целях досудебного урегулирования 26.11.2013 года он обратился в МИФНС России N11 по РТ с заявлением о перерасчете земельного налога за период с 01.01.2011 года в связи с установлением кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, однако ответчик отказался. Именно несоответствие указанной кадастровой стоимости земельного участка, определённой методом массовой оценки, его рыночной стоимости, определенной индивидуально, на одну и ту же дату повлекло корректировку кадастровой стоимости путем ее замены на рыночную. Просит возложить на МИФНС N11 по РТ обязанность применить с 01.01.2011 года рыночную стоимость земельных участков, установленную на дату, на которую была утверждена их кадастровая стоимость (на 01.01.2010 года), возложить обязанность произвести перерасчет суммы земельного налога за период с 01.01.2011 года и последующие налоговые периоды, исходя из кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости: земельного участка, расположенного по адресу: РТ, г. "адрес" , с кадастровым номером ... общей площадью "данные изъяты" кв.м в размере 1455000 рублей; земельного участка, расположенного по адресу: РТ, г. "адрес" с кадастровым номером ... общей площадью
"данные изъяты" кв.м в размере 1191000 рублей, а также произвести перерасчет пени за период с 01.01.20111 года за несвоевременную уплату земельного налога.
Представитель истца требования поддержал, встречный иск не признал.
Представитель ответчика иск не признал, встречные требования поддержал.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Токмаковым И.В. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного при неправильном применении норм материального и процессуального права, при этом приводятся те же доводы, что и суду первой инстанции.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил обжалуемое решение отменить.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.
Проверив обжалуемое решение суда на предмет законности и обоснованности по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Как предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Из материалов дела усматривается, что на праве собственности Токмакову И.В. принадлежит: земельный участок, расположенный по адресу: РТ г. "адрес" , общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером ... ; земельный участок, расположенный по адресу: РТ г. "адрес" , общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером ...
Ему было направлено налоговое уведомление N ... об уплате земельного налога за 2011 год за указанные земельные участки в размере 137238,10 руб. до 15 ноября 2012 года, а затем - требование N ... с начислением пени в размере 542,08 руб.
Как видно из материалов дела, размер земельного налога исчислен налоговым органом исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... в 5779,749 руб., с кадастровым номером ... в 5211,303 руб.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РТ от 24.04.2013 года постановлено: внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: РТ г. "адрес" , указав ее равной рыночной стоимости в размере 1191000 руб., земельного участка с кадастровым номером ... , общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: РТ г. "адрес" , указав ее равной рыночной стоимости в размере 1455000 руб.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что земельный налог за спорные земельные участи должен быть исчислен исходя из представленных Управлением Росреестра РТ по РФ сведений о кадастровой стоимости земельных участков, поскольку размер налога определен исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной в предусмотренном законом порядке, на основании сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и являющихся для налогового органа обязательными.
Отклоняя доводы ответчика о том, что земельный налог должен исходить из кадастровой стоимости, которая была установлена равной рыночной решением Арбитражного суда РТ, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно положениям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Это положение содержится в самом решении арбитражного суда.
В данном решении арбитражного суда так же не содержится указаний о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости за прошлое время.
Таким образом, на основании указанного решения изменения в кадастровую стоимость спорного земельного участка вносятся лишь с момента вступления в законную силу этого решения, и определенная данным решением новая кадастровая стоимость не может быть принята во внимание при исчислении налога за 2011 год.
Учитывая изложенное доводы жалобы ответчика не подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, судебная коллегия считает не соответствующей требованиям закона и позицию налогового органа, предъявившего первоначальный иск о взыскании с Токмакова И.В. недоимки по земельному налогу за 2011 год, исчисленному исходя из кадастровой стоимости данных земельных участков, определенной в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24 декабря 2010 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан".
На основании пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 165-О-О от 03 февраля 2010 года, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Вместе с тем, такое правое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодательством для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
По правилам пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с нормами главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период по земельному налогу определен, как календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка, как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно части 3 статьи 24 Конституции Республики Татарстан законы Республики Татарстан подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Закона Республики Татарстан от 06 апреля 2005 года N 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" порядок опубликования (обнародования) и вступления в силу актов Кабинета Министров Республики Татарстан определяется законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Статьей 5 Закона Республики Татарстан от 31 октября 2002 года N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина" определено, что днем официального опубликования нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина считается обязательная первая публикация их полного текста с пометкой "официальное опубликование" в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", журнале "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Аналогичное положение закреплено и в пункте 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05 сентября 2002 года N 524, согласно которому официальным опубликованием постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан считается публикация их текстов в газетах "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти".
Текст постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 официально опубликован 02 февраля 2011 года в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти", то есть, после наступления рассматриваемого по делу налогового периода, что не отрицалось налоговым органом.
При таком положении, с учетом требований статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 03 февраля 2010 года N 165-О-О, размер кадастровой стоимости, утвержденный данным нормативным актом, не подлежит применению за 2011 год, а может применяться лишь с 01 января 2012 года, то есть, в следующем налоговом периоде.
При исчислении размера земельного налога за 2011 год в данном случае следует исходить из ранее установленной кадастровой оценки спорного земельного участка согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан за N 951 от 31.12.2008г.
Согласно справке налогового органа, представленной в суд апелляционной инстанции, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 01 января 2011 года составляла 30290,89 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляла 38574, 53 руб.
Следовательно, земельный налог за 2011 год подлежал уплате Токмаковым И.В. в размере 68865, 42 руб.
Между тем, в суде апелляционной инстанции представитель ответчика пояснили, что за 2011 год оплачено 34398,39 руб., что не отрицалось представителем истца.
Таким образом, судебная коллегия считает, что исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N11 по Республике Татарстан подлежат удовлетворению частично: с Токмакова И.В. подлежит взысканию земельный налог за 2011 год в размере 34467,03 руб.
Поскольку Токмаковым И.В. сумма земельного налога в установленный срок уплачена не была, то в соответствии с требованиями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию пени в размере 1695,13 руб.
С Токмакова И.В. подлежит взысканию также государственная пошлина.
Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации за удовлетворенные требования имущественного характера с ответчика в доход бюджета следует взыскать государственную пошлину в сумме 1284,86 руб.
Таким образом, решение суда как принятое с нарушением норм материального права подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 22 января 2014 года по данному делу изменить.
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан удовлетворить частично.
Взыскать с Токмакова И.В. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N11 по Республике Татарстан задолженность по земельному налогу за 2011 год в сумме 34467 (тридцать четыре тысячи четыреста шестьдесят семь) рублей 03 копейки и пени в размере 1695 (одна тысяча шестьсот девяноста пять) рублей 13 копеек.
Взыскать с Токмакова И.В. в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в сумме 1284 (тысяча двести восемьдесят четыре) рубля 86 коп.
В удовлетворении остальной части иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан отказать.
Это же решение в остальной части оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.