Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Д.Н.Горшунова,
судей Р.С.Ибрагимова, И.И.Багаутдинова,
при секретаре судебного заседания Г.Р.Хабибуллиной
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.С.Ибрагимова дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета муниципального образования "Старозюринское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан" на решение Тюлячинского районного суда Республики Татарстан от 25 декабря 2013 года, которым постановлено:
заявление прокурора Тюлячинского района РТ удовлетворить.
Признать бездействие муниципального образования "Старозюринское сельское поселение Тюлячинского муниципального района" по организации зоны санитарной охраны водозаборных скважин в д.Старые Зюри - незаконным.
Обязать муниципальное образование "Старозюринское сельское поселение Тюлячинского муниципального района" до 01 марта 2014 года разработать проект зоны санитарной охраны водозаборных скважин в д.Старые Зюри Тюлячинского района РТ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя муниципального образования "Старозюринское сельское поселение Тюлячинского муниципального района РТ Ю.И.Емельянова в поддержку жалобы, прокурора И.А.Золина, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тюлячинского района Республики Татарстан обратился в суд с заявлением к муниципальному образованию "Старозюринское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан" о признании бездействия незаконным и понуждении разработать проект зоны санитарной охраны водозаборных скважин, расположенных на территории д.Старые Зюри Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан, в соответствии с требованиями Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В обоснование заявленных требований указано, что в результате проведенной проверки установлено, что водозаборные скважины - две артскважины, находящиеся на балансе ответчика, функционируют в нарушение федеральных санитарных правил.
В судебном заседании помощник прокурора Тюлячинского района Республики Татарстан И.Я.Мухаметзянов уточнил заявленные требования, просил обязать муниципальное образование "Старозюринское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан" разработать проект зоны санитарной охраны водозаборных скважин, расположенных на территории д.Старые Зюри Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан, в соответствии с требованиями Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в срок до 01 марта 2014 года.
Представитель ответчика - Ю.И. Емельянов уточненные заявленные требования прокурора признал частично, просил установить срок выполнения работ по разработке проекта зоны санитарной охраны водозаборных скважин до 01 мая 2014 года.
Представитель третьего лица - территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Сабинском районе не явился, представлено письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда исполнительный комитет муниципального образования "Старозюринское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан" не согласился, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. В качестве довода в жалобе указывается на недостаточность срока, предоставленного судом для исполнения решения, вследствие чего оно становится заведомо неисполнимым.
В возражение на доводы, изложенные в апелляционной жалобе, прокурор указывает, что решение суда является законным, оснований для отмены не имеется. Кроме того, прокурор, ссылаясь на статью 203 Гражданского процессуального кодекса РФ, о процедуре отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, указывает, что ответчик, в случае невозможности исполнения решения суда в установленный срок имеет право на обращение в суд с соответствующим мотивированным заявлением.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. При этом суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что для водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу части 4 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", к вопросам местного значения поселения, в том числе относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10 утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (далее Правила).
СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
В соответствии с п. 1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов, при этом первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения (пункт 1.5 Правил).
Границы первого пояса зоны подземного источника водоснабжения должны устанавливаться от одиночного водозабора (скважина, шахтный колодец, каптаж) или от крайних водозаборных сооружений группового водозабора на расстояниях: 30 метров при использовании защищенных подземных вод; 50 метров при использовании недостаточно защищенных подземных вод (п. 10.12 Строительных норм и правил СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 N 123).
В соответствии с пунктом 14.4 Строительных норм и правил СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" водопроводные сооружения должны ограждаться. Для площадок станций водоподготовки, насосных станций, резервуаров и водонапорных башен следует, как правило, принимать глухое ограждение высотой 2,5 м. Допускается предусматривать ограждение на высоту 2 м - глухое и на 0,5 м - из колючей проволоки или металлической сетки, при этом во всех случаях должна предусматриваться колючая проволока в 4 - 5 нитей на кронштейнах с внутренней стороны ограждения.
В пункте 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002, определено, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Согласно п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. При разработке проекта зоны санитарной охраны для крупных водопроводов предварительно создается положение о зоне санитарной охраны, содержащее гигиенические основы ее организации для данного водопровода.
В соответствии с п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что в результате проверки, проведенной прокуратурой Тюлячинского района Республики Татарстан, выявлено, что на водозаборные скважины, расположенные на территории д.Старые Зюри Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан, находящиеся на балансе вышеуказанного сельского поселения, не разработан проект зоны санитарной охраны.
Данные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика, требования прокурора в части необходимости разработки проекта зоны санитарной охраны водозаборной скважины, представителем ответчика признаны.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции признал незаконным бездействие исполнительного комитета муниципального образования "Старозюринское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан", по организации зоны санитарной охраны водозаборных скважин.
Разрешая заявленный спор по существу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие разработанного проекта зоны санитарной охраны водозаборной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения, создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения. При этом именно на Администрацию сельского поселение как собственника данной водозаборной системы, должна быть возложена обязанность по устранению в разумный срок допущенных нарушений.
Судебная коллегия соглашается с правомерностью указанных выводов суда первой инстанции, положенных в основу удовлетворения требований прокурора, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных доказательств и вытекают из вышеупомянутых положений закона.
При этом суд, с учетом положений части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установил разумный срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить постановленное судебное решение.
Довод апелляционной жалобы о том, что срок, установленный в судебном решении, является недостаточным, несостоятелен к отмене решения суда, поскольку никаких доказательств, подтверждающих невозможность разработки муниципальным образованием проекта зоны санитарной охраны водозаборной системы в указанный срок, не представлено.
Кроме того, заинтересованное лицо вправе в порядке статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене судебного решения не содержат. По существу апелляционная жалоба представляет собой ходатайство об отсрочке исполнения решения суда. Однако такое ходатайство должно быть соответствующим образом оформлено и адресовано суду первой инстанции.
На основании изложенного, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тюлячинского районного суда Республики Татарстан от 25 декабря 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу исполнительного комитета муниципального образования "Старозюринское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.