Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего - судьи Р.А.Саитгараевой,
судей Р.Р.Насибуллина, Г.А.Сахиповой,
с участием прокурора А.Р. Габдуллиной,
при секретаре судебного заседания Ю.А.Гордеевой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.А. Саитгараевой апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 17 февраля 2014 года, которым постановлено:
признать за Крупенченко Т.И. право на присвоение звания "Ветеран труда";
обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан оказать Т.И. Крупенченко государственную услугу по оформлению документов для присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи соответствующего удостоверения.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора А.Р. Габдуллиной, полагавшей решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бугульминский городской прокурор в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах Т.И. Крупенченко, обратился в суд с заявлением к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании за Т.И. Крупенченко права на присвоение звания "Ветеран труда" и возложении обязанности на ответчика по оформлению документов для присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи соответствующего удостоверения.
В обоснование заявленных требований указано, что Т.И. Крупенченко является получателем трудовой пенсии по старости.
На основании приказа Госкомстата России N 131 от 30 июня 2003 года она была награждена нагрудным знаком Госкомстата России "За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года", в связи с чем обратилась к ответчику с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда". Однако решением ответчика от 14 октября 2013 года в приеме документов на присвоение звания "Ветеран труда" было отказано по мотиву, что она не являлась штатным сотрудником территориального органа федеральной службы государственной статистики.
Прокурор полагал такой отказ необоснованным, противоречащим положениям Закона Республики Татарстан "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
В судебном заседании истица Т.И. Крупенченко заявленные прокурором требования поддержала.
Представитель ответчика требования не признал.
Суд заявление удовлетворил и принял решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права. При этом в жалобе указано об отсутствии правовых оснований для присвоения истице звания "Ветеран труда", поскольку нагрудный знак, которым она награждена, не может учитываться при присвоении данного звания.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просил решение суда оставить без изменения.
В заседание суда апелляционной инстанции истица и представитель ответчика не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Участвовавший в суде апелляционной инстанции прокурор А.Р. Габдуллина полагала решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда, в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах законности в полном объеме, судебная коллегия считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются, в том числе, лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" предусмотрено, что звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с частью 2 статьи 1 указанного Закона под ведомственными знаками отличия в труде понимаются награды, в том числе почетные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), учрежденные за заслуги и достижения в труде органами государственной власти и иными государственными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральными органами общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующими (участвовавшими) в осуществлении государственных (ведомственных) функций.
Данной статьей также предусмотрено, что перечень указанных органов определяется в порядке и на условиях, установленных Кабинетом Министров Республики Татарстан.
В целях реализации указанной нормы постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2012 года N 210 утверждено Положение о порядке и условиях отнесения органов государственной власти и иных государственных органов, а также центральных органов общественных объединений и организаций к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, а также Перечень органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан.
Удовлетворяя данные требования, суд первой инстанции исходил из того, что федеральная служба государственной статистики входит в систему федеральных органов исполнительной власти; приказом Госкомстата России N 131 от 30 июня 2003 года Т.И. Крупенченко награждена ведомственной наградой - нагрудным знаком Госкомстата России "За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года", то есть, истица награждена ведомственным знаком отличия в труде федеральным органом исполнительной власти, который дает право на присвоение звания "Ветеран труда".
Между тем, в соответствии с пунктом 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2012 года N 210 перечень ведомственных знаков отличия в труде государственных органов и организаций, отнесенных к перечню, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, определяется Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 29 июня 2012 года N 481 утвержден Перечень ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан.
В данном Перечне нагрудный знак Госкомстата России "За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года" не указан.
При таком положении данный нагрудный знак, которым награждена истица, не может быть учтен при присвоении звания "Ветеран труда", и оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
Однако суд не учел указанные нормы материального права при разрешении спора, а потому решение суда, как принятое с нарушением норм материального права, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 17 февраля 2014 года по данному делу отменить, принять по делу новое решение:
в удовлетворении заявления Бугульминского городского прокурора в интересах Крупенченко Т.И. - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.