Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Сазоновой В.Г. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Мельникове А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сазоновой В.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Логинова В.В. на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 09 октября 2013года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Логинова ФИО1 о признании распоряжения главы Администрации Авиастроительного и Ново- Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 26 июля 2013 года N ... незаконным отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Логинова В.В. и его представителя Егорова А.А., поддержавших жалобу, представителя Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани - Балмину Л.А., возражавшую относительно доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Логинов В.В. обратился в суд с заявлением о признании распоряжения главы Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 26 июля 2013 года N ... о снятии его и членов его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным.
Требования мотивированы тем, что данное распоряжение нарушает их право на улучшение жилищных условий, поскольку они не обеспечены жилой площадью, являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. При снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не учтено, что он, проживающий совместно с женой в коммунальной квартире, нуждается в отдельном жилом помещении в связи с тяжким заболеванием, включенным в "Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", утвержденный Постановлением Правительством РФ ... от 16 июня 2006 года, страдает тяжелой формой туберкулеза.
Логинов В.В. в суде иск поддержал.
Представитель заинтересованного лица Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани в суде иск не признал.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении заявления в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Логинов В.В. просит решение отменить по мотиву его незаконности и необоснованности и принять по делу новое решение. В жалобе указывается, что отсутствие статуса "малоимущие" у него и членов его семьи не является самостоятельным основанием для исключения их из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что в связи с неподтверждением статуса малоимущих граждан, повлекшим утрату оснований для дальнейшего нахождения на жилищном учете, распоряжением главы Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 26 июля 2013 года N ... семья Логинова В.В. снята с учета нуждающихся в жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма на законных основаниях.
С обоснованностью указанных выводов суда судебная коллегия не согласна, поскольку они противоречат требованиям закона и не соответствуют обстоятельствам дела.
В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно положениям части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
По смыслу указанных норм, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилого фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям ( часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 12 апреля 2011 года N 551-О-О, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как видно из материалов дела, Логинов В.В. с семьей в составе трех человек зарегистрирован и проживает в коммунальной "адрес" в комнате 1 общей площадью 17,6 кв.м. Также Логинову В.В. на праве собственности принадлежит 1/4 доля в праве общей собственности на "адрес" общей площадью 50,1 кв.м. в "адрес" . Совокупный уровень обеспеченности жилыми помещениями составляет по 10,05 кв.м. на каждого члена семьи Логинова В.В.
Как следует из справки РКПД ... от 29 декабря 2010 года Логинов В.В. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Из учетного дела Логинова В.В., представленного на обозрение суда, следует, что в заявлении о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях он просил его принять на указанный учет и как инвалида, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень, и как малоимущего.
Распоряжением Главы администрации Авиастроительного и Ново- Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 30 июня 2011 года N ... семья Логинова В.В., страдающего заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, признана малоимущей и поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях. При этом указанное распоряжение не устанавливает на получение из какого жилищного фонда жилого помещения по договору социального найма принят на учет Логинов В.В.
При таких обстоятельствах, поскольку вышеуказанными нормами ведение учета граждан нуждающихся в жилых помещениях как из муниципального так и из государственного жилищного фонда возложено на органы местного самоуправления, Логинов В.В. вправе состоять на учете по двум категориям, утрата статуса малоимущего гражданина не является основанием для снятия заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях, так как он страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, имеет право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях по указанному основанию, семья Логинова В.В. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, вывод суда о законности распоряжения главы Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани ... от 26 июля 2013 года в части снятия с учета нуждающихся в жилом помещении Логинова В.В. является необоснованным, а потому решение нельзя признать законным.
Поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат требованиям закона, судебная коллегия на основании имеющихся в деле доказательств, считает необходимым отменить решение суда и вынести новое решение, которым заявление Логинова В.В. удовлетворить.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 09 октября 2013 года по данному делу отменить, принять новое решение, которым заявление Логинова ФИО1 к Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани о признании незаконным решения о снятии с учета гражданина, нуждающегося в жилом помещении, удовлетворить.
Признать распоряжение главы Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани ... от 26 июля 2013 года в части снятия с учета нуждающихся в жилом помещении Логинова ФИО1 незаконным.
Обязать Администрацию Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани восстановить в очереди нуждающихся в жилом помещении Логинова ФИО1 с момента подачи заявления.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.