Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,
судей Р.С. Ибрагимова, Э.С. Каминского
при секретаре судебного заседания Р.Т. Низамовой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Э.С. Каминского гражданское дело по апелляционной жалобе руководителя Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан на заочное решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 25 сентября 2013 г. по гражданскому делу по заявлению прокурора Пестречинского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кощаковский" о возложении обязанности обеспечить проезд к населенному пункту, которым заявление удовлетворено, постановлено:
обременить сервитутом земельный участок с кадастровым номером ... , принадлежащий на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кощаковский", в части необходимой для обеспечения проезда к населенному пункту д. Царево Пестречинского района Республики Татарстан.
Обязать Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан обеспечить проезд к населенному пункту д. Царево Пестречинского района Республики Татарстан путем строительства автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером ... принадлежащем на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кощаковский", от автомобильной дороги "Казань - Шемордан" до д. Царево Кощаковского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан - С.М. Павловой, поддержавшей апелляционную жалобу, представителя прокурора - И.Н. Дворянского, возражавшего удовлетворению апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Пестречинского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кощаковский" о возложении обязанности обеспечить проезд к населенному пункту.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что проведенной по заявлению жителей д. Царево Кощаковского сельского поселения прокуратурой Пестречинского района Республики Татарстан проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью 3.883.464 квадратных метров, расположенный на территории Кощаковского сельского поселения, принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кощаковский".
Однако, часть вышеуказанного земельного участка от автодороги "Казань - Шемордан" до д. Царево, протяженностью 800 метров, используется жителями деревни в качестве грунтовой дороги и другого подъезда к деревне не имеется.
Отсутствие автомобильной дороги может привести к негативным последствиям - создать опасность для жизни и здоровья граждан и причинить имущественный вред, поскольку спецтранспорт не может оперативно добраться до населенного пункта.
В связи с изложенным прокурор просил суд обязать Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан обеспечить проезд к населенному пункту д. Царево путем строительства обычной дороги от автомобильной дороги "Казань - Шемордан" до д. Царево.
В судебном заседании в суде первой инстанции прокурор заявленные требования уточнил, просил обременить сервитутом земельный участок с кадастровым номером ... , принадлежащий на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кощаковский", а также обязать Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан обеспечить проезд к населенному пункту д. Царево путем строительства автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером ... , принадлежащем на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кощаковский", от автомобильной дороги "Казань - Шемордан" до д. Царево.
Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кощаковский" в судебное заседание суда первой инстанции представителей не направили, судом о времени и месте рассмотрения дела извещались должным образом.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
Районным судом заявление прокурора Пестречинского района Республики Татарстан удовлетворено, принято решение в вышеизложенной формулировке.
Руководитель Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан не согласился с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене решения суда, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора.
В обоснование апелляционной жалобы податель ссылается на пункт 5 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Указывает, что в бюджете Пестречинского муниципального района Республики Татарстан на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы на содержание и ремонт дорог заложено 5.459.900 рублей. Расход бюджетных средств, выделенных на содержание и ремонт дорог по 11 сельским поселениям Пестречинского района Республики Татарстан составил 2.962.300 рублей.
В бюджете Кощаковского сельского поселения ассигнования на содержание внутрипоселковых дорог на 2013 г. предусмотрены в сумме 1.990.600 рублей. Деревня Царево Кощаковского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан состоит из 17 домов, фактически зарегистрировано по месту жительства 9 человек, проживают в зимний период 3 человека, остальные жители являются дачниками и проживают в летние периоды.
Расстояние от центральной трассы до д. Царево 0,9 километров, протяженность улицы Лесная в деревне - 0,4 километра. На асфальтирование всей дороги, протяженностью 1,3 километра необходимо не менее 1,5 миллионов рублей. Данной суммы в бюджете Кощаковского сельского поселения не имеется.
Также ссылается на Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 декабря 2012 г. N 1087 "О дорожных работах общественного пользования Республики Татарстан на 2013 г.", которым утверждена программа дорожных работ на дорогах общественного пользования Республики Татарстан на 2013 г. за счет средств бюджета Республики Татарстан, на основании которого вынесено постановление Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 19 ноября 2012 г. N 1980 "Об утверждении реестра автомобильных дорог общего пользования местного значения в разрезе сельских поселений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан".
Поскольку выделяемых средств из местного бюджета на благоустройство по проведению в нормативное состояние дорог не достаточно руководителем Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района 18 августа 2013 г. направлено обращение N 1921 в адрес Президента Республики Татарстан о выделении финансовых средств, в том числе и на строительство внутри поселковых дорог.
Также указывает, что земельный участок с кадастровым номером ... принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кощаковский", приводит положения пункта 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель Исполнительного комитета Пестречинского района Республики Татарстан - С.М. Павлова апелляционную жалобу поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение.
Представитель прокурора - И.Н. Дворянский апелляционной жалобе возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кощаковский" в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителя не направило, судом о времени и месте рассмотрения дела извещалось должным образом.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан - С.М. Павловой, представителя прокурора - И.Н. Дворянского, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно пункту 3 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В соответствии пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131 - ФЗ от 06 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131 - ФЗ от 06 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом по делу установлено, что в связи с поступлением коллективного обращения жителей д. Царево Кощаковского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан о нарушении их прав в части обеспечения транспортной доступности к жилищам и дачам, расположенным в деревне Царево Кощаковского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, прокуратурой Пестречинского района Республики Татарстан проведена проверка.
В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью 3.883.464 квадратных метров, расположенный на территории Кощаковского сельского поселения, принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кощаковский".
Данный земельный участок не был обременен публичным сервитутом, что не соответствует нормам права, а также нарушает права и законные интересы жителей д. Царево Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.
Часть данного земельного участка от автодороги "Казань - Шемордан" до д. Царево, протяженностью 800 метров, стихийно используется жителями в качестве грунтовой дороги для подъезда к населенному пункту. Грунтовая дорогая является единственным подъездом к деревне.
Жители д. Царево Кощаковского сельского поселения неоднократно обращались в органы власти и местного самоуправления для разрешения вопроса о постройки дороги. Переписка жителей деревни ведется с 2011 г., что не принесло результатов в строительстве дороги.
Согласно ответу руководителя Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан А.М. Валиуллина от 08 июня 2012 г. строительство автодороги Казань - Шемордан - Царево включена в программу "Развитие сети автомобильных дорог на территории Республики Татарстан до 2017 г.", согласно которой планируется строительство подъезда к населенному пункту Царево - 2 километра, прокладка дороги по ул. Лесная д. Царево - 0,7 километров.
Разрешая возникший спор и оценивая представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к неверному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором Пестречинского района Республики Татарстан требований к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кощаковский" о возложении обязанности обеспечить проезд к населенному пункту.
По мнению Судебной коллегии, судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении данного дела не исследована техническая возможность строительства дороги на вышеназванном земельном участке. Доказательств наличия такой технической возможности прокурором не представлено. Кроме того, грунтовая дорога, являющаяся подъездом к населенному пункту - д. Царево, является стихийно сложившейся дорогой по землям сельскохозяйственного назначения, что также не принято во внимание судом первой инстанции.
Вместе с этим, строительство автодороги "Казань - Шемордан - Царево" включена в программу "Развитие сети автомобильных дорог на территории Республики Татарстан до 2017 г.", согласно которой планируется строительство подъезда к населенному пункту Царево - 2 километра, прокладка дороги по ул. Лесная д. Царево - 0,7 километров.
В соответствии с программой дорожных работ на дорогах общественного пользования Республики Татарстан на 2013 г. за счет средств бюджета Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 декабря 2012 г. N 1087 "О дорожных работах общественного пользования Республики Татарстан на 2013 г.", издано постановление Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 19 ноября 2012 г. N 1980 "Об утверждении реестра автомобильных дорог общего пользования местного значения в разделе сельских поселений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан".
Как следует из содержания апелляционной жалобы, в бюджете Пестречинского муниципального района Республики Татарстан на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы на содержание и ремонт дорог заложено 5.459.900 рублей. Расход бюджетных средств, выделенных на содержание и ремонт дорог по 11 сельским поселения Пестречинского района Республики Татарстан, составил 2.962.300 рублей.
В бюджете Кощаковского сельского поселения ассигнования на содержание внутрипоселковых дорог на 2013 г. предусмотрены в сумме 1.990.600 рублей. Деревня Царево Кащаковского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан состоит из 17 домов, фактически зарегистрировано по месту жительства 9 человек, проживают в зимний период 3 человека, остальные жители являются дачниками и проживают в летние периоды.
Расстояние от центральной трассы до д. Царево 0,9 километров, протяженность улицы Лесная в деревне - 0,4 километра. На асфальтирование всей дороги, протяженностью 1,3 километра необходимо не менее 1,5 миллионов рублей. Данной суммы в бюджете Кощаковского сельского поселения не имеется.
На основании статьи 34 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
В соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип самостоятельности бюджетов означает в том числе право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Вмешательство в бюджетный процесс органов местного самоуправления возможно только по целевому назначению.
Таким образом, в случае удовлетворения заявления прокурора произойдет вмешательство в бюджетные полномочия органа местного самоуправления, что повлечет ограничение права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законом полномочий, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
При таких обстоятельствах, по мнению Судебной коллегии, оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора Пестречинского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кощаковский" о возложении обязанности обеспечить проезд к населенному пункту не имеется.
По приведенным мотивам принятое судом решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований прокурора Пестречинского района Республики Татарстан.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 25 сентября 2013 г. по данному делу отменить, принять новое решение.
В удовлетворении заявления прокурора Пестречинского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кощаковский" о возложении обязанности обеспечить проезд к населенному пункту отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.