Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Галиевой А.С. и Нурмиева М.М.,
при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Галиевой А.С. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Дмитриева И.Г. - Морозова С.В. на решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 13 февраля 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Морозова С.В. в интересах Дмитриева И.Г. к Исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о признании решения общественной жилищной комиссии незаконным, постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем ветерана Великой Отечественной войны отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Дмитриева И.Г. - Морозова С.В. в поддержку апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дмитриев И.Г. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком) о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем ветерана Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета со дня обращения.
В обоснование требований указано, что истец является участником Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы. Дмитриев И.Г. проживает с родственниками ФИО3 , ФИО4 в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес" . В декабре 2013 года истец обратился в Исполком с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решением общественной жилищной комиссии Исполкома от 26 декабря 2013 года истцу отказано в удовлетворении заявления на основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с намеренным ухудшением жилищных условий. Дмитриев И.Г. считает, что данным отказом нарушены его права и законные интересы.
В судебном заседании представители Дмитриева И.Г. иск поддержали.
Представитель Исполкома иск не признал.
Представитель третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в суд не явился, в отзыве просит в удовлетворении иска отказать.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель Дмитриева И.Г. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Указывает, что действия истца, выразившиеся во вселении в собственную квартиру членов своей семьи, не свидетельствуют о намеренном ухудшении жилищных условий. Ссылается на статью 15 Федерального закона "О ветеранах".
Дмитриев И.Г., представители Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Азнакаевского отдела социальной защиты, Хузин Р.З. в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены. Интересы Дмитриева И.Г. по доверенности представляет Морозов С.В. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно пункту 3части 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Решением Азнакаевского районного Совета Республики Татарстан N 310-42 от 11 декабря 2009 года учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) определена в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Из материалов дела следует, что согласно удостоверению серии ... Дмитриев И.Г. является ветераном - участником Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные статьей 20 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно справе ... Дмитриев И.Г. установлена инвалидность второй группы бессрочно.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11 июня 2008 года Дмитриев И.Г. является собственником однокомнатной квартиры, общей площадью 31,1 кв. м, расположенной по адресу: "адрес" .
Согласно выписке из домовой книги от 17 декабря 2013 года в квартире
"адрес" зарегистрированы и проживают Дмитриев И.Г. с 10 декабря 1993 года, ФИО4 и ФИО3 с 17 декабря 2013 года.
В декабре 2013 года Дмитриев И.Г. обратился в Исполком с заявлением о включении его в список нуждающихся в предоставлении жилья как участника Великой Отечественной войны.
Согласно выписке из протокола N ... заседания общественной жилищной комиссии Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан от 26 декабря 2013 года, решением общественной жилищной комиссии Дмитриеву И.Г. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на статьи 51, 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Дмитриев И.Г. сознательно совершил последовательность действий, направленных на ухудшение жилищных условий, в целях постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, зарегистрировав в принадлежащем ему жилом помещении ФИО4 , ФИО3 , в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составила менее 12 кв. м. Поскольку с момента регистрации истца по последнему месту жительства прошло менее 5 лет, постановка его на учет в соответствии с положениями статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не представляется возможной.
Как следует из материалов дела, ФИО4 до регистрации в квартире истца проживал в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес" , признанным в феврале 2014 года непригодным для проживания.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, ФИО4 обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг не исполняет, коммунальные услуги оплачивает Морозов С.В.
ФИО3 до регистрации в жилом помещении, принадлежащем истцу, состоял на регистрационном учете в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" , общей площадью 90 кв. м. До снятия с регистрационного учета в указанном жилом помещении на каждого проживающего в нем гражданина, в том числе ФИО3 приходилось 30 кв. м общей площади жилого помещения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 15 января 2014 года ФИО3 до 25 марта 2013 года, в том числе на момент регистрации в квартире истца, принадлежало на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" .
Таким образом, регистрация ФИО3 привела к намеренному ухудшению жилищных условий как его самого, так и Дмитриева И.Г.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
В силу вышеуказанных обстоятельств, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Довод апелляционной жалобы о том, что регистрация истцом ФИО4 и ФИО3 в принадлежащем ему жилом помещении не свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий, не могут быть приняты во внимание, поскольку какими-либо бесспорными доказательствами необходимость в регистрации указанных лиц в данной квартире не подтвержден. Кроме того, ФИО4 , ФИО3 не являются членами семьи истца, так как не имеют с ним кровного родства.
Доводы жалобы о том, что Дмитриев И.Г. является участником Великой Отечественной войны и имеет право на предоставление жилого помещения независимо от имущественного положения, основаны на неправильном толковании закона. В силу пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах" право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета имеют только участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Дмитриев И.Г. в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимся в улучшении жилищных условий не является.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 13 февраля 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Дмитриева И.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.