Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Сазоновой В.Г. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Мехтиеве В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сазоновой В.Г. гражданское дело по апелляционным жалобам Лялиной Ф.А. и Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 07 октября 2013 года, которым постановлено:
исковые требования Лялиной Ф.А. удовлетворить частично.
Обязать Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан и Кабинет Министров Республики Татарстан предоставить Лялиной Ф.А. по договору социального найма взамен аварийного, подлежащего сносу, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью, равнозначной общей площади ранее занимаемого жилого помещения (не менее 21 кв.м) в черте населенного пункта - города Агрыз Республики Татарстан.
В удовлетворении исковых требований Лялиной Ф.А. в части предоставления ей жилого помещения немедленно либо с указанием срока - до 01 октября 2013 года, отказать.
В обращении решения к немедленному исполнению, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав Лялину Ф.А. и ее представителя Гильфанову С.Г., поддержавших свою апелляционную жалобу, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Абрамову А.В., поддержавшую доводы своей жалобы, представителя Некоммерческой организации "ГЖФ при Президенте РТ" Зайнуллина Р.Ф., поддержавшего апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан и возражавшего относительно доводов жалобы Лялиной Ф.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лялина Ф.А. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Агрызского муниципального района РТ и Специализированной некоммерческой организации НО "Государственный жилищный фонд при Президенте РТ" о предоставлении квартиры, расположенной по адресу "адрес" .
Требования мотивированы тем, что в соответствии с программой по республиканской государственной поддержке в улучшении жилищных условий 17 июля 2012 года между ней и членами ее семьи, Лялиной В.В., Лялиным В.М., Тукмачевой А.Р. с одной стороны и НО "ГЖФ при Президенте РТ", с другой стороны заключен договор социальной ипотеки N ... Предварительным протоколом участия и выбора будущей собственной квартиры от 23 августа 2012 года Лялиной Ф.А. и членам ее семьи определена и передана будущая собственная квартира, находящаяся по строительному адресу: "адрес" , проектной площадью 76,3 кв.м. Жилой дом по указанному адресу введен в эксплуатацию и заселен, однако выбранная истицей квартира до настоящего времени не заселена, поскольку НО "ГЖФ при Президенте РТ" отказывает Лялиной Ф.А. в предоставлении ей и ее семье выбранной квартиры на условиях договора социального найма. Учитывая, что Лялина Ф.А. и ее семья проживают в доме, признанном непригодным для проживания и они имеют право на внеочередное предоставление жилья, она просила обязать НО "ГЖФ при Президенте РТ"предоставить ей и членам ее семьи квартиру по адресу: РТ, "адрес" на условиях договора социального найма.
В ходе рассмотрения дела Лялина Ф.А. исковые требования изменила, от исковых требований к НО "ГЖФ при Президенте РТ" отказалась, требования о предоставлении квартиры предъявила к Исполнительному комитету муниципального образования Агрызского муниципального района РТ и ко второму ответчику - Кабинету Министров Республики Татарстан и просила обязать Исполнительный комитет Агрызского муниципального района РТ и Кабинет Министров РТ в срок до 01 октября 2013 года предоставить Лялиной Ф.А. по договору социального найма вне очереди взамен аварийного, подлежащего сносу, жилое помещение, находящееся в границах центральной части города Агрыз РТ, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилой площадью не менее 90 кв.м. В обоснование указала, что она с семьей в составе пяти человек по договору социального найма проживает в коммунальной квартире в комнате площадью 21 кв.м., расположенной по адресу: РТ, "адрес" . Жилой дом, в котором расположена указанная квартира, признан постановлением руководителя Исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ от 29 декабря 2006 года ... ветхим, постановлением руководителя Исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ ... от 22 декабря 2009 года жилой дом признан аварийным, подлежащим сносу. Проживая в непригодном для проживания, аварийном жилом помещении, члены ее семьи ежедневно подвергают опасности свою жизнь и здоровье. Учитывая, что она проживает в жилом помещении, непригодном для проживания, она вправе требовать признания ее нуждающейся во внеочередном предоставлении жилья. Она неоднократно обращалась в Исполнительный комитет Агрызского муниципального района РТ о предоставлении ее семье благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения взамен аварийного, подлежащего сносу. Однако ответчик отказывает в предоставлении ей жилья, мотивируя отказ отсутствием в жилом фонде муниципального образования "город Агрыз" Агрызского муниципального района РТ жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма. За последние три года состояние жилого дома еще более ухудшилось, дальнейшее проживание в нем опасно. В квартире проживает пять человек, она считает, что имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма по норме предоставления не менее 90 кв.м.
07 октября 2013 года Лялина Ф.А. и ее представитель Меркушева Н.В. в судебном заседании вновь уточнили исковые требования: просили обязать Исполнительный комитет Агрызского муниципального района РТ и Кабинет Министров РТ немедленно предоставить Лялиной Ф.А. по договору социального найма вне очереди взамен аварийного, подлежащего сносу, жилое помещение, находящееся в границах центральной части города Агрыз РТ, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилой площадью не менее 90 кв.м. по основаниям, указанным в предыдущем исковом заявлении и решение обратить к немедленному исполнению.
Представитель Исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ Панков А.Л. в суде иск признал частично. Иск в части предоставления жилого помещения взамен аварийного, подлежащего сносу в срок до 01 октября 2013 года не признал.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Абрамова А.В. в суде иск не признала.
Суд постановил решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Лялина Ф.А. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым удовлетворить ее иск. В жалобе указывается, что суд при вынесении решения неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда о предоставлении помещения, равнозначного по площади аварийному помещению, без учета нормы предоставления жилья по договору социального найма является неправильным, противоречит системному толкованию норм жилищного законодательства. Суд необоснованно отказал в немедленном предоставлении жилого помещения, потому что жилое помещение представляет опасность для жизни и здоровья проживающих в нем лиц по причине его аварийности. В дополнении к апелляционной жалобе указано, что суд неправильно определил общую площадь занимаемого жилого помещения. С учетом доли мест общего пользования в коммунальной квартире ее семья занимает жилое помещение общей площадью 27 кв.м.
В апелляционной жалобе представителя Кабинета Министров Республики Татарстан так же ставится вопрос об отмене принятого по делу решения суда в части удовлетворения иска к Кабинету Министров Республики Татарстан. В жалобе указывается, что Кабинет Министров Республики Татарстан является ненадлежащим ответчиком. Предоставление жилого помещения в связи со сносом жилых домов входит в компетенцию органа местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, считает, что решение суда в части удовлетворения иска к Кабинету Министров Республики Татарстан об обязании предоставить Лялиной Ф.А. жилое помещение по договору социального найма, подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно положениям пунктов 1 и 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства" под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 14 указанного Закона предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда производится при соблюдении высшими исполнительными органами субъекта Российской Федерации ряда требований, предусмотренных данной статьей, в том числе наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
На основании статьи 16 Закона N 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и должна содержать, в частности:
- перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции
в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
- срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части.
- объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитанный в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы;
- обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений.
Из материалов дела следует, что жилой дом, расположенный по адресу "адрес" а, на основании постановления руководителя Исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ от 29 декабря 2006 года ... признан ветхим. Постановлением руководителя Исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ от 22 декабря 2009 года ... признан аварийным, подлежащим сносу.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 мая 2012 года ... утверждена дополнительная республиканская адресная программа (далее ? Программа) по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2012 год.
Указанной Программой утвержден перечень муниципальных образований Республики Татарстан, участвующих в Программе и в данный перечень включен Агрызский муниципальный район РТ. При этом в число многоквартирных домов, признанных до 01 января 2010 года аварийными и подлежащими сносу и участвующими в Программе, включен дом, расположенный по адресу "адрес" , то есть дом, в котором проживает Лялина Ф.А.
Возлагая на Кабинет Министров Республики Татарстан обязанность по предоставлению семье истца другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в связи с признанием занимаемого жилого помещения аварийным, суд пришел к выводу, что в компетенцию Кабинета Министров РТ входит предоставление жилых помещений по договорам социального найма, поскольку дом, в котором находится квартира истца, включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Кабинет Министров управомочен утверждать перечень аварийных домов, подлежащих переселению в рамках указанной программы.
С обоснованностью указанного вывода суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку он противоречит требованиям закона.
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу положений статьей 40, 99, 102 Конституции Российской Федерации, статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 45 Закона Республики Татарстан от 06 апреля 2005 года N 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан как высший исполнительный орган государственной власти республики не наделен и не осуществляет полномочия по предоставлению по договору социального найма жилых помещений гражданам, решение о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу принято Исполнительным комитетом Агрызского муниципального района РТ, следовательно, Кабинет Министров является ненадлежащим ответчиком по делу.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что решение суда в части возложения обязанности на Кабинет Министров Республики Татарстан - Правительство Республики Татарстан предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма не менее ранее занимаемого не основано на законе, а потому подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска в этой части.
В силу вышеизложенного доводы апелляционной жалобы Кабинета Министров Республики Татарстан судебная коллегия находит обоснованными.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Пунктами 1 и 2 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не на менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Из положений указанных норм следует, что реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, учитывать обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения. Предоставляемое гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилищного фонда, жилое помещение должно состоять не только из того же количества комнат по площади равных ранее занимаемым, но быть равнозначным и по общей площади жилого помещения, включая наличие вспомогательных помещений (кухни, коридора и т.п.).
Поскольку Лялина Ф.А. и члены ее семьи проживают в коммунальной квартире жилого дома, признанного органом местного самоуправления в установленном порядке непригодным для проживания, аварийным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на Исполнительный комитет Агрызского муниципального района РТ обязанности по предоставлению истцу по договору социального найма другого благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее ранее занимаемого. Вместе с тем, резолютивная часть решения в части размера занимаемого жилого помещения подлежит уточнению.
Исходя из положений статей 15,16,42 Жилищного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что в общую площадь коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь комнаты
и доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, коридора и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.
Из материалов дела следует, что семья Лялиной Ф.А. проживает в комнате площадью 20,4 кв.м. в коммунальной квартире по адресу "адрес" . Как видно из технического паспорта, общая площадь квартиры составляет 63,90 кв.м, в том числе общая площадь двух комнат, занимаемых соседями - 27,90 кв.м., комната истца - 20,4 кв.м, площадь кухни и коридора соответственно - 11,1 кв.м и 4,5 кв.м. Лялина Ф.А. и члены ее семьи пользуются помимо своей комнаты коридором и кухней, оплачивают коммунальные и жилищные платежи, исходя из общей площади жилого помещения. Общая площадь используемого ими жилого помещения, рассчитанная пропорционально их жилой площади, составляет 27,00 кв.м.
Ссылка в апелляционной жалобе Лялиной Ф.А. на то, что выводы суда о предоставлении помещения, равнозначного по площади аварийному помещению, без учета нормы предоставления жилья по договору социального найма не основаны на законе, не может повлечь отмену решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Требования, предъявляемые к жилым помещениям, предоставляемым гражданам по договорам социального найма в связи со сносом жилых домов в рамках региональной программы ликвидации ветхого жилья, определены Жилищным кодексам Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы Лялиной Ф.А. подлежат отклонению, поскольку правовых оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не содержат, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, представленных по делу доказательств.
При таких данных судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, по делу в указанной части постановлено соответствующее требованиям материального и процессуального закона решение. Поэтому оснований для отмены решения суда в этой части по доводам апелляционной жалобы Лялиной Ф.А. не имеется.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктами 1 и 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 07 октября 2013 года в части возложения обязанности на Кабинет Министров Республики Татарстан предоставить Лялиной Ф.А. взамен аварийного жилого помещения по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение отменить.
Принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении иска Лялиной ФИО1 к Кабинету Министров Республики Татарстан об обязании предоставить взамен аварийного жилого помещения по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не менее ранее занимаемого отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, уточнив резолютивную часть указанием об общей площади занимаемого жилого помещения 27 кв. м.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.