Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р.,
судей Сайдашевой Э.Р., Сальниковой М.М.,
при секретаре судебного заседания Абрарове Р.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сальниковой М.М. дело по апелляционной жалобе Реутова И.А. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 12 августа 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Реутову И.А. отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Реутов И.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Нижнекамском муниципальном районе (далее - Управление социальной защиты).
В обоснование заявления Реутов И.А. указал, что в период с 26 июня 2012 года по 12 сентября 2012 года в его квартире проводился ремонт по программе "Доступная среда". После этого он обращался в Управление социальной защиты с претензией по качеству выполненных работ по поводу отсутствия благоустройства балкона оконными рамами, неисправности пола, отсутствия поручней. В ответ на обращение начальником Управления социальной защиты ФИО5 предложено благоустроить квартиру за счет собственных средств.
Сформулировав свои требования в окончательной форме, Реутов И.А. просит суд проверить механическую и конструктивную способность балкона его квартиры; установить застекление балкона с конденсатом воздуха; покрыть пол балкона линолеумом; покрасить балкон; отремонтировать балкон за счет средств Управления социальной защиты; установить поручни в стене дома на балконе; установить срок ремонта балкона; признать незаконными пояснения о ремонте балкона за счет собственных средств и действия Управления социальной защиты по отказу в ремонте балкона; поручить муниципальному унитарному предприятию "Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска" провести обследование пригодности балкона в данной квартире для эксплуатации.
В судебное заседание Реутов И.А. при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, его представитель - назначенный судом адвокат ФИО6 заявление поддержала.
Управление социальной защиты при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела представителя в суд не направило.
Представитель муниципального унитарного предприятия "Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска" ФИО7 , представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства-17" ФИО8 с заявлением не согласились.
Нижнекамская зональная инспекция Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание представителя не направила.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Реутов И.А. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь при этом на нарушение судом правил о возложении бремени доказывания на орган, совершивший обжалуемые действия, недоказанность выводов суда, считает недостаточными собранные по делу доказательства и не соглашается с их оценкой.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания не явились, представителей в суд не направили. От Реутова И.А. и Управления социальной защиты поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлены меры социальной защиты инвалидов, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (преамбула Федерального закона).
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией.
В соответствии с названным Федеральным законом, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы", а также Концепцией развития системы профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов в Республике Татарстан на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2010 года N 1184, Кабинетом Министров Республики Татарстан утверждена Долгосрочная целевая программа Республики Татарстан "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 сентября 2011 года N 786).
Пунктом 2 постановления в качестве уполномоченного органа по реализации мероприятий по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных граждан в Республике Татарстан определено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Министерству финансов Республики Татарстан и Министерству экономики Республики Татарстан предписано при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать выделение финансовых средств на реализацию Программы исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан (пункт 3 Постановления).
В Программе запланированы мероприятия по адаптации приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими маломобильными группами населения с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности (раздел 2 Программы), в том числе по адаптации объектов жилого фонда и жилой среды (пункт 2.1 Программы).
Как следует из материалов дела, в рамках данной Программы в 2012 году Нижнекамскому муниципальному району выделены средства на адаптацию для инвалидов объектов здравоохранения, образования, подъездов жилых домов, а также на адаптацию жилья инвалидов-колясочников с целью создания условий для беспрепятственного передвижения и пользования предметами быта. При этом финансирование данных мероприятий осуществлялось в соответствии с техническим заданием, актом о приемке выполненных работ.
Техническое задание по адаптации жилья, где проживают инвалиды-колясочники, по Нижнекамскому муниципальному району подписано руководителем Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, утверждено Министром строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, согласовано с начальником государственного казенного учреждения "Главное инвестиционно-строительное управление", Министром труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, начальником Управления социальной защиты города Нижнекамска, председателем районной организации инвалидов (л.д.57-58).
Как видно из технического задания, в перечень объектов, подлежащих адаптации, вошла "адрес" , в которой проживает Реутов И.А. В частности, для данной квартиры предусмотрены следующие виды работ: демонтаж порога входной двери, расширение проемов входной двери, замена входной двери, совмещение санузла, демонтаж частей стен перегородок между ванной и туалетом, установка поручней в санузле, установка двери в совмещенном санузле, расширение проемов межкомнатных дверей в квартире, установка межкомнатных дверей в квартире, демонтаж порога на балконе, расширение проема балконных дверей с последующей заменой балконных дверей и оконных блоков, демонтаж частей стен подоконных блоков, организация дверного проема в стене из спальни на кухню для свободного передвижения инвалида по квартире.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия правовых оснований для возложения на Управление социальной защиты обязанностей по застеклению балкона с конденсатом воздуха, ремонту, покраске балкона, покрытию пола балкона линолеумом, установке дополнительных поручней на балконе, поскольку техническим заданием выполнение данных видов работ не предусмотрено.
С учетом того, что обязанность по адаптации квартиры заявителя за счет средств бюджета Республики Татарстан прямо не предусмотрена каким-либо нормативным правовым актом, не указана в пункте 2.1 Программы, данная мера является дополнительной по отношению к установленному федеральным законодательством объему социальных гарантий инвалидов и предоставляется в пределах выделенных денежных средств, о чем неоднократно сообщалось заявителю в ответ на его обращения "данные изъяты" Перечень необходимых работ по адаптации жилья для инвалида-колясочника непосредственно Программой либо иным правовым актом, обязательным для исполнения, также не установлен.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, оценка которым дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушения норм материального или процессуального права, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого решения суда, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда о законности действий Управления социальной защиты, выраженных в отказе от выполнения за счет средств, выделяемых в рамках Программы "Доступная среда", иных видов работ, не предусмотренных техническим заданием, и отклоняет доводы апелляционной жалобы по вышеизложенным мотивам.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 12 августа 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Реутова И.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.