Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего - судьи Р.А.Саитгараевой,
судей Н.А.Губаевой, Р.Р.Насибуллина,
при секретаре судебного заседания Э.Х.Хузиной,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.А. Саитгараевой апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда России в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан на решение Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 года, которым исковые требования Н.В.Киселева удовлетворены, постановлено:
включить в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости периоды работы Киселева Н.В. с 19 мая 1987 года по 02 января 1989 года в ДПМК "Казанская-1" треста "Агропромстрой", с 03 января 1989 года по 16 июня 1997 года в ДПМК "Рыбно-Слободская" треста "Агропромстрой" в качестве прораба.
В остальной части иска отказано.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения истца Н.В. Киселева, возражавшего против жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.В.Киселев обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан об отмене решения и назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 10 апреля 2013 года он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", однако решением ответчика от 19 апреля 2013 года в этом ему отказано в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа. Истец просил включить в специальный стаж периоды работы в должности мастера-строителя с 03 сентября 1981 года по 18 мая 1987 года в Рыбно-Слободском СМУ объединения "Татколхозстрой", с 10 июля 1997 года по 18 декабря 1998 года в ТОО "Стройсервис", а также в качестве прораба с 19 мая 1987 года по 02 января 1989 года в ДПМК "Казанская-1" треста "Агропромстрой", с 03 января 1989 года по 16 июня 1997 года в ДПМК "Рыбно-Слободская" треста "Агропромстрой".
В ходе рассмотрения дела истец изменил требования, просил включить в специальный стаж период его работы в должности прораба, от остальных требований истец отказался.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд принял решение об удовлетворении исковых требований в вышеприведенной формулировке.
Определением суда от 13 марта 2014 года прекращено производство по делу в части требований Н.В.Киселева к УПФ РФ в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан о признании решения УПФ РФ в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным в части включения в стаж периодов работы в должности мастера-строителя с 03 сентября 1981 года по 18 мая 1987 года в Рыбно-Слободском СМУ объединения "Татколхозстрой", с 10 июля 1997 года по 18 декабря 1998 года в ТОО "Стройсервис".
Дополнительным решением данного суда от 13 марта 2014 года постановлено:
Решение УПФ РФ в Рыбно-Слободском районе РТ от 19 апреля 2013 года признать незаконным.
Включить в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости периоды работы Киселева Н.В. с 19 мая 1987 года по 02 января 1989 года в ДПМК "Казанская-1" треста "Агропромстрой", с 03 января 1989 года по 16 июня 1997 года в ДПМК "Рыбно-Слободская" треста "Агропромстрой" в качестве прораба.
Обязать УПФ РФ в Рыбно-Слободском районе РТ назначить Киселеву Н.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 10 апреля 2013 года - с даты обращения, с уменьшением возраста, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Взыскать с УПФ РФ в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан в пользу Киселева Н.В. в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины 200 рублей.
В апелляционной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права. При этом в жалобе указано об отсутствии правовых оснований для зачета в специальный стаж периодов работы истца в качестве прораба, поскольку из наименования организации не усматривается вид его деятельности, отсутствуют уточняющие документы (Устав, Положение организации, лицензия на осуществление строительных работ, штатное расписание, договоры, наряды на выполнение работ).
В суде апелляционной инстанции истец Н.В.Киселев возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возрастам 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам.
Из материалов дела усматривается, что решением УПФ РФ в Рыбно-Слободском районе РТ от 19 апреля 2013 года истцу отказано в досрочном назначении пенсии по старости. При этом в специальный стаж ответчиком не включены периоды его работы в качестве прораба с 19 мая 1987 года по 02 января 1989 года в ДПМК "Казанская-1" треста "Агропромстрой", с 03 января 1989 года по 16 июня 1997 года в ДПМК "Рыбно-Слободская" треста "Агропромстрой".
Удовлетворяя исковые требования Н.В.Киселева о включении спорных периодов в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии, суд обоснованно исходил из того, что в эти периоды истец осуществлял работы, предусмотренные Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, действовавшим до 01 января 1992 года, и Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, раздел XXIX, действовавшим до 01 января 1992 года, предусмотрена должность "мастера (десятники) и прорабы".
Разделом XXVII Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, предусмотрена должность "производители работ".
В соответствии с "Квалификационным справочником должностей, руководителей, специалистов и других служащих", утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 наименование должности "прораб" является сокращенным наименованием должности "производитель работ". Данные профессии отнесены к разряду работ с тяжелыми условиями труда.
Как следует из трудовой книжки, истец работал в качестве прораба в период с 19 мая 1987 года по 02 января 1989 года в ДПМК "Казанская-1" треста "Агропромстрой", с 03 января 1989 года по 16 июня 1997 года в ДПМК "Рыбно-Слободская" треста "Агропромстрой".
Данное обстоятельство подтверждается архивной справкой N 585/08-20/4 от 07 марта 2012 года.
Данных, свидетельствующих о неполной занятости истца при работе в спорные периоды, суду ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суд обоснованно включил данные периоды работы истца в должности прораба в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что из наименования организации не усматривается вид его деятельности, отсутствуют уточняющие документы, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку согласно трудовой книжке и вышеуказанной архивной справке данные организации осуществляли дорожно-строительные работы.
Данных, свидетельствующих об ином характере деятельности ДПМК "Казанская-1" треста "Агропромстрой" и ДПМК "Рыбно-Слободская" треста "Агропромстрой", не имеется.
Таким образом, у Н.В.Киселева, "дата" рождения, продолжительность работы с тяжелыми условиями труда составила 11 лет 5 месяцев, и в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у него право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости возникло с уменьшением возраста на 4 года, то есть, по достижении возраста 56 лет.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства.
Вместе с тем, принимая во внимание, что Н.В.Киселеву 56 лет исполнилось "дата" , право на досрочную трудовую пенсию в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у него возникло 14 мая 2013 года.
Судебная коллегия считает необходимым уточнить дату возникновения права на досрочную трудовую пенсию и ее назначения - с 14 мая 2013 года.
Руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 года и дополнительное решение Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 13 марта 2014 года по данному делу оставить без изменения, уточнив дату возникновения права Н.В. Киселева на досрочную трудовую пенсию и ее назначения - с 14 мая 2013 года.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий-
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.