Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Н.А. Губаевой,
судей Р.Р. Насибуллина и Г.А. Сахиповой,
при секретаре судебного заседания Л.М. Назмутдиновой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по апелляционной жалобе А.В. Пекменова на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 31 октября 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Пекменову А.В. к Министерству обороны Российской Федерации в лице военного комиссариата по Комсомольскому району города Набережные Челны и Тукаевскому району Республики Татарстан об установлении факта участия в боевых действиях и признании отказа Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации в выплатах денежного вознаграждения за участие в боевых действиях нарушающим его права и свободы, об устранении нарушения его прав путем взыскания денежного вознаграждения за участие в контртеррористических операциях и иных мероприятиях по обеспечению правопорядка, общественной безопасности "адрес" в сумме 120000 рублей, взыскании процентов за пользовании чужими денежными средствами и компенсации морального вреда отказать.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.В. Пекменов обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации в лице Военного комиссариата по Комсомольскому району Республики Татарстан о признании незаконным отказа ответчика в предоставлении гарантий и льгот, положенных ему как участнику боевых действий при проведении контртеррористических операций, взыскании суммы денежного вознаграждения за участие в контртеррористических операциях и иных мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, процентов за пользование чужими денежными средствами, а также компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что он в связи с прохождением военной службы по контракту в течение периода с 24 апреля по 21 октября 2001 года принимал участие в составе оперативной группы войск (сил) на территории "адрес" в проведении контртеррористических операций и иных мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в "адрес" . В этой связи на основании Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2001 года ... и от 24 июня 2001 года ... за фактическое участие в проведении контртеррористических операций ответчик обязан был произвести ему дополнительные денежные выплаты, исчисляемые пропорционально количеству дней участия в этих операциях, но не более 20000 рублей в месяц. Однако до настоящего времени это денежное вознаграждение ему не выплачено, а соответствующая претензия отклонена письмом Департамента финансового планирования ответчика от 30 августа 2012 года.
На основании изложенного, истец просил суд установить факт своего участия в боевых действиях по защите территориальной целостности и конституционного строя России, признать отказ Министерства обороны Российской Федерации в лице Департамента финансового планирования в перечислении ему денежного вознаграждения за участие в контртеррористической операции незаконным, взыскать с Министерства обороны Российской Федерации 120000 рублей указанного денежного вознаграждения, 126720 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами и 100000 рублей в компенсацию морального вреда.
Представитель истца Р.Е. Афанасьев иск поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени, месте рассмотрения дела извещен, в письменном отзыве иск не признал.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на незаконность, необоснованность решения суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Указывает, что, отказывая в удовлетворении иска по мотиву истечения исковой давности, суд первой инстанции неправильно определил начальный момент течения этого срока, который подлежал исчислению с даты получения истцом отказного письма от Министерства обороны Российской Федерации.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Исходя из статьи 3 Федерального закона от 25 июля 1998 года N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (действовавшего на момент заявленных правоотношений), контртеррористическая операция определяется как специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции; а к зоне проведения контртеррористической операции относятся отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружения, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 данного Федерального закона руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств.
Согласно статье 19 этого же Федерального закона социальная защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Из подпункта "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2001 года ... "О дополнительных компенсациях военнослужащим, сотрудникам внутренних дел и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона" следует, что контртеррористические операции на территории Северо-Кавказского региона непосредственно проводят специальные силы по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона (далее именуются - специальные силы), а также силы Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, выделяемые Региональному оперативному штабу (далее именуются - силы Объединенной группировки).
При этом, в соответствии с пунктом 3 названного Постановления военнослужащим и сотрудникам из состава сил Объединенной группировки, привлекаемым по приказу руководителя Регионального оперативного штаба к участию в проведении контртеррористических операций, за участие в проведении контртеррористических операций была установлена выплата денежного вознаграждения исходя из суммы 20 тысяч рублей в месяц пропорционально количеству дней их участия в этих операциях.
В последующем, исходя из идентичных принципов, в отношении сотрудников и военнослужащих, участвующих в проведении контртеррористических операций на территории "адрес" в составе специальных сил и сил Объединенной группировки, привлекаемых Региональным оперативным штабом, также была гарантирована выплата в порядке, определяемом руководителем Оперативного штаба, денежного вознаграждения за фактическое участие в этих операциях из расчета 20 тысяч рублей в месяц пропорционально количеству дней участия в конкретных контртеррористических операциях, что было предусмотрено в пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории "адрес" При этом определялось, что указанное денежное вознаграждение выплачивается на основании приказов с указанием дат или периодов, когда сотрудники и военнослужащие принимали участие в контртеррористических операциях, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений внутренних дел, иных органов и подразделений, утверждаемых руководителем регионального оперативного штаба.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года ... внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года ... , и с 1 января 2006 года вознаграждение за фактическое участие в контртеррористических операциях из расчета 20 тысяч рублей в месяц пропорционально количеству дней участия в контртеррористических операциях отменено с соответствующим увеличением размера выплаты полевых (суточных) денег.
Таким образом, исходя из правового регулирования, действовавшего как в период прохождения истцом военной службы, так и после него (до 1 января 2006 года) выплата денежных средств за участие в вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях на территории "адрес" зависела от фактического участия в определенных контртеррористических операциях в составе специальных сил и сил Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории "адрес" .
Поэтому указанные выплаты должны производиться тем лицам, которые реально участвовали в этих операциях (в начальный период - в боевых действиях, затем в специальных операциях), и за все время такого участия.
Само по себе нахождение в период командировки в зоне проведения соответствующих контртеррористических операций не является доказательством фактического участия в конкретных боевых действиях или специальных операциях.
Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года ... "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" в абзаце 2 пункта 2 предусмотрено, что периоды выполнения военнослужащими, сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения, а также при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года ... также установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 года - руководителем контртеррористической операции.
Таким образом, в рамках настоящего дела допустимыми средствами доказывания относительно доводов истца о его участии в боевых действиях являются соответствующие приказы командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, содержащие сведения относительно даты или периодов фактического участия военнослужащего в конкретных контртеррористических операциях (боевых действиях, специальных операциях).
Согласно пояснениям истца, при прохождении военной службы по контракту он в течение периода с 24 апреля по 21 октября 2001 года в составе сил Объединенной группировки войск выполнял боевые задачи в ходе контртеррористической операции по обеспечению правопорядка на территории "адрес"
Пребывание истца в заявленный период на территории "адрес" ответчиком не оспаривается.
Письмом от 30 августа 2012 года ... Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации отклонено заявление истца в выплате ему вознаграждения за участие в боевых действиях в течение 2001 года на территории "адрес" по мотиву недоказанности принятия им фактического участия в указанных боевых действиях.
Доказательств, отвечающих требованиям о процессуальной допустимости, а именно, приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, содержащих данные о непосредственном участии истца в конкретных боевых действиях или иных специальных контртеррористических операциях, в материалах настоящего дела не представлено.
Следовательно, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав все имеющие в деле доказательства, в том числе документы, полученные от истца, а также письменные ответы из архивов Министерства обороны Российской Федерации, руководствуясь частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,обоснованно пришел к выводу о недоказанности в установленном гражданским процессуальным законодательством порядке факта непосредственного участия истца в период с 24 апреля по 18 октября 2001 года в боевых действиях и специальных операциях контртеррористической направленности, проводившихся на территории "адрес" .
По приведенным мотивам, Судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного по существу спора решения суда.
При этом, учитывая, что основные требования (о признании факта участия истца в боевых действиях в рамках контртеррористической операции, присуждении в его пользу денежного вознаграждения) отклонено, судом первой инстанции правильно отказано в удовлетворении иска в части производных требований имущественного характера.
Доводы истца в апелляционной жалобе, сводящиеся к утверждению о неправильных выводах суда первой инстанции относительно пропуска исковой давности, отклоняются Судебной коллегией как не влияющие на разрешение спора по существу.
Судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон, представленные ими доказательства надлежаще исследованы и оценены, по существу спора постановлено не противоречащее материальному, процессуальному законам решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328 (пункт 1), 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 31 октября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Пекменова А.В. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.