Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Мирсаяпова А.Н. и Габидуллиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания Закировой А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе А.А.Е. на решение Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 14 февраля 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления А.А.Е. о признании действия Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ незаконным, понуждении включить в список получателей субсидии, как участника Великой Отечественной войны.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя А.А.Е. - И.Ф.А. , поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.А.Е. обратился в суд с иском о признании действия Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ (далее по тексту Минтруда РТ) незаконным, понуждении включить в список получателей субсидии, как участника Великой Отечественной войны (далее по тексту ВОВ). В обоснование требований указано, что постановлением Ципьинского сельского поселения от 10 апреля 2013 года за ... А.А.Е. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как ветеран-участник ВОВ. Однако Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ письмом от 27 ноября 2013 года за N20-20/А-10822/5262 отказало в удовлетворении его требований по включению в список получателей субсидии, как участника ВОВ, имеющего право на предусмотренную ст.15 п.1 п.п.3 Федерального закона "О ветеранах" меру социальной поддержки в виде обеспечения в первоочередном порядке жильем за счет федерального бюджета. Истец просил суд данное решение Минтруда РТ признать незаконным и обязать устранить допущенное нарушение, поскольку он принимал участие в боевых действиях в Северной Корее, имеет удостоверение участника ВОВ, по своему статусу приравнен к участникам ВОВ.
В судебном заседании представитель А.А.Е. - И.Ф.Ф. требования, изложенные в заявлении, поддержал.
Представитель Минтруда РТ в суд не явился и в письменном отзыве просил рассмотреть дело без его участия, просил отказать в удовлетворении заявления.
Судом постановлено решение об отказе в иске в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе А.А.Е. просит решение суда отменить, указывая на его незаконность и необоснованность. В жалобе отмечается, что истец является участником ВОВ и имеет право на льготы, предусмотренные ст.15 Федеральным законом "О ветеранах", которые предусматривают, в том числе, право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Выражает свое несогласие с доводами Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ о том, что решение Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 05 марта 2013 года не содержит положений, обязывающих Министерство включить А.А.Е. в сводный список. Однако, эта обязанность возложена на Министерство нормативными актами Российской Федерации и Республики Татарстан и не требуется специального судебного решения, обязывающего Министерство выполнять установленные законом функции.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статьям 2, 4 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:
1) участники Великой Отечественной войны:
а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
К инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии.
В силу п.3 ч.1 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 16 указанного Закона, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что А.А.Е. , находясь в рядах Советской Армии с 28 августа 1952 года по 13 октября 1955 года, проходил военную службу в составе войсковой части N92853, которая с 24 января 1953 года по 27 июля 1953 года входила в состав действующей армии и дислоцировалась на территории Китайской Народной Республики и воевала на территории Северной Кореи. 07 апреля 2003 года А.А.Е. было выдано удостоверение ветерана-участника ВОВ, имеющего льготы, установленные ст. 15 Федерального закона "О ветеранах".
Постановлением Ципьинского сельского поселения от 10 апреля 2013 года за ... А.А.Е. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как ветеран - участник ВОВ.
Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ письмом от 27 ноября 2013 года за N20-20/А-10822/5262 отказало в удовлетворении его требований по включению в список получателей субсидии, как участника ВОВ, имеющего право на предусмотренную ст.15 п.1 п.п.3 Федерального закона "О ветеранах" меру социальной поддержки в виде обеспечения в первоочередном порядке жильем за счет федерального бюджета.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что участники боевых действий в Северной Корее на территории Китая, к которым относится и А.А.Е. , не отнесены законом к ветеранам ВОВ, хотя и приравнены к ним по мерам социальной поддержки и льготам, установленными соответствующими федеральными законами, тогда как Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года на них не распространены предусмотренные для ветеранов ВОВ требования и мероприятия по обеспечению жильем.
С данным выводом судебная коллегия согласна, поскольку истец, как участник боевых действий в Северной Корее на территории Китая, хотя и имеет право на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, однако права на внеочередное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке не имеет. На данную категорию лиц действие Указа Президента РФ от 07.05.2008 N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не распространяется, поскольку участники боевых действий по защите Отечества, приведенные в разделе I Перечня государств городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, в данном Указе не названы.
Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории, и членов их семей. При этом меры социальной поддержки названных лиц в вопросе обеспечения жильем разнятся.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N714 (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в пункте 1, изложено: "Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данный нормативный акт имеет строго целевое назначение, устанавливая завершение обеспечения жилой площадью лишь названных в нем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Ветераны боевых действий, к которым относится истец, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем согласно ст.16 Федерального закона "О ветеранах". Поэтому постановка истца на учет как ветерана - участника Великой Отечественной войны на основании решения суда от 05 марта 2013 года не дает оснований для удовлетворения заявленных требований.
Ввиду изложенного, содержащиеся в жалобе доводы о том, что А.А.Е. относится к лицам, на которых распространяется действие Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм права.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.
Разрешая спор, суд правильно определил юридические значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 14 февраля 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу А.А.Е. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.