Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Галиевой А.С. и Янсона А.С.,
при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Галиевой А.С. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Чемодуровой К.Р. - Абдуллина Ю.В. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 26 февраля 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Чемодуровой К.Р. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны, Набережночелнинскому филиалу открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "Ак Барс", Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о включении прав и обязанностей в наследственную массу, возложении обязанности перечислить денежные средства на оплату жилого помещения, приобретаемого в рамках республиканской программы социальной ипотеки отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Чемодуровой К.Р. - Абдуллина Ю.В. в поддержку апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чемодурова К.Р. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны (далее по тексту - ИК МО г. Набережные Челны), Набережночелнинскому филиалу открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "Ак Барс" (далее по тесту (ОАО АКБ "Ак Барс"), Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее по тексту - МТЗиСЗ) о включении прав и обязанностей ФИО2 по договору социальной ипотеки N ... от 10 декабря 2012 года и предварительному протоколу участия и выбора будущей квартиры гражданина от 11 декабря 2013 года в состав наследственной массы, возложении обязанности на ОАО АКБ "Ак Барс" перечислить денежные средства в размере 1.139.040 руб. на оплату жилого помещения, приобретаемого в рамках республиканской программы социальной ипотеки, продавцу.
В обоснование требований указано, что мать истицы - ФИО2 , "дата" рождения, являвшаяся вдовой участника Великой Отечественной войны, приобрела право на предоставление субсидии на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета. Указанная субсидия в размере 1139040 руб. была перечислена 16 декабря 2013 года МТЗиСЗ в ОАО АКБ "Ак Барс" на отдельный блокированный целевой лицевой счет ФИО2 . Однако в виду смерти "дата" ФИО2 , как получатель субсидии, не смогла подать письменное заявление о перечислении этих средств продавцу жилого помещения - некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (далее по тексту - НО ГЖФ).
В судебном заседании Чемодурова К.Р. и ее представитель иск поддержали.
Представитель ответчика МТЗиСЗ в судебном заседании с иском не согласился.
Представители ответчиков ИК МО г. Набережные Челны, ОАО АКБ "Ак Барс" в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Третьи лица Баянова Ф.Р., нотариус Гайнетдинов В.Ш., представители Набережночелнинского межрегионального представительства СИПК "Строим будущее", НО ГЖФ в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель Чемодуровой К.Р. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Указывает, что все необходимые документы для перечисления полученной субсидии на счет продавца были предоставлены в территориальный орган МТЗиСЗ еще при жизни ФИО2 , денежные средства были перечислены на счет ФИО2 . Считает, что ФИО2 при жизни реализовала свое право на получение и целевое использование выделенной государством субсидии на приобретение жилья, в связи с чем указанные денежные средства должны быть включены в состав наследственной массы.
Чемодурова К.Р., представители ИК МО г. Набережные Челн, ОАО АКБ "Ак Барс", МТЗиСЗ, СИПК "Строим будущее", нотариус Гайнетдинов В.Ш., Баянова Ф.Р. в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены. Интересы Чемодуровой К.Р. по доверенности представляет Абдуллин Ю.В. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан" обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья.
Функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
На основании Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета отдельным категориям граждан, Министерство финансов Республики Татарстан в двухдневный срок после получения информации о поступлении субвенций осуществляет перечисление средств Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство) в течение 7 рабочих дней после поступления субвенций в порядке очередности граждан - получателей субсидий, определенной в пункте 4 настоящего Положения, в пределах поступивших средств формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан списки граждан, которым выделены субсидии
Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан в месячный срок осуществляют актуализацию списков в части нуждаемости в улучшении жилищных условий и совместно с территориальными органами социальной защиты Министерства в части принадлежности к льготной категории. Актуализированные списки, заверенные подписью и печатью уполномоченного органа исполнительного комитета муниципального образования Республики Татарстан, представляются в Министерство; уведомляют получателя субсидии о выделении ему средств из федерального бюджета и возможности выбора квартир в жилых помещениях, строительство которых профинансировано специализированной организацией, под расписку.
В течение одного месяца со дня получения из Министерства списка получателей субсидий уведомляют Министерство о состоянии дел по каждому получателю субсидии.
В целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты: договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина или договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
После получения от территориального органа социальной защиты информации о представленных гражданами договорах Министерство обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидий по каждому отделению на электронном (формат TXT) носителе. В реестре должны указываться номер и дата платежного поручения и содержаться следующие данные получателя субсидии: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации, причитающаяся получателю сумма субсидии, номер текущего (банковского) счета.
Отделение уполномоченного банка не позднее 3 рабочих дней с момента поступления средств на корреспондентский счет банка и реестра получателей субсидий зачисляет денежные средства на блокированные целевые лицевые счета получателей субсидий.
Уполномоченный банк после поступления денежных средств (субсидии) на счет получателя субсидии на основании письменного заявления получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение.
Субсидия считается использованной, а получатели субсидий утрачивают статус нуждающихся в жилых помещениях после перечисления денежных средств со счета отделения уполномоченного банка продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Из материалов дела следует, что 02 декабря 2013 года ИК МО
г. Набережные Челны выдал вдове участника Великой Отечественной войны ФИО2 письменное уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилья в размере 1.139.040 руб.
На основании данного уведомление 07 декабря 2013 года ФИО2 в ОАО АКБ "Ак Барс" открыт банковский (текущий) счет N ... категории "Жилье ветеранам".
10 декабря 2013 года между ФИО2 и НО ГЖФ составлен договор социальной ипотеки N ... , в соответствии с которым ФИО2 предоставлено право выбора, право "использования" и возможность получения права собственности на проинвестированную "будущую собственную квартиру" после полного внесения суммы, преобразуемой кооперативом в пай.
11 декабря 2013 года ФИО2 подписан предварительный протокол участия и выбора будущей собственной квартиры. Однако переход права собственности в установленном законом порядке не был зарегистрирован.
"дата" ФИО2 умерла.
Средства субсидии в размере 1.139.040 руб. были перечислены на счет ФИО2 в ОАО АКБ "Ак Барс" 16 декабря 2013 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд руководствовался указанными выше нормами материального права и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку ФИО2 до момента своей смерти не реализовала свое право на получение меры социальной поддержки в виде получение субсидии на улучшение жилищных условий, данное право неразрывно связано с личностью наследодателя.
Суд обоснованно указал, что при жизни ФИО2 социальная выплата не была перечислена на именной блокированный счет получателя, данные денежные средства также не были перечислены со счета отделения уполномоченного банка продавцу жилого помещения - НО ГЖФ. При этом субсидия считается использованной только при соблюдении вышеуказанных условий.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции. Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они являлись предметом судебного разбирательства и в решении им дана надлежащая правовая оценка.
Истица ошибочно считает, что право ФИО2 на получение субсидии на улучшение жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны, может быть включено в наследственную массу.
Социальная выплата на приобретение жилья непосредственно связана с личностью ФИО2 , имевшей особый правовой статус вдовы участника Великой Отечественной войны и в силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации не входит в состав наследства.
Только в случае реализации права на приобретение жилья за счет федерального бюджета путем приобретения в собственность жилья получателем социальной выплаты возникают имущественные права на жилье, что позволяет его включить в наследственную массу.
Как правильно установлено судом первой инстанции, при жизни ФИО2 свое право на получение меры социальной поддержки в виде получение субсидии на улучшение жилищных условий как вдова участника Великой Отечественной войны не реализовала.
Ссылок на иные обстоятельства, которые бы указывали на незаконность вынесенного судебного постановления либо опровергали выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 26 февраля 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Чемодуровой К.Р. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.